В начале 70-х годов прошлого века мой старший брат Павел Наумович защитил кандидатскую диссертацию. Ученая работа давалась ему с трудом, поскольку и возраст уже переваливал за пятьдесят, да и жизнь до этого была посвящена не научным поискам. Но в его биографии есть такие факты, которыми могут гордиться его потомки. В 16 лет мой брат, за год до переселения корейцев, приехал в Ташкент и поступил пединститут. Через год он выехал на станцию Арысь, и там встретил эшелон с нашей семьей, привез ее на Куйлюк, где купили дом и стали жить-поживать. Окончив институт, Павел Наумович учительствовал, а когда в 46-м году объявили набор добровольцев в Северную Корею, он шагнул вперед. Строил КНДР, участвовал в войне. В 1955 году вернулся в СССР. За плечами чин бригадного генерала корейской народной армии, плюс звание полковника запаса Советской Армии, но он сел за парту высшей партийной школы, окончил ее с отличием и стал преподавать в Ташкентском государственном университете. И начал работу над диссертацией, которая в окончательном виде имела такое название: «Борьба КП Узбекистана за становление материально-технической базы переселенческих колхозов 1937-1941гг.». Мы, его меньшие братья, помогали, чем могли. Я тогда делал первые шаги в журналистике, и печатание его рукописей на машинке было лишь на пользу моей будущей профессии. Но не только в этом была польза: сегодня я понимаю всю значимость и важность той работы, которую проделал мой брат, роясь в архивах. А тогда, честно говоря, недоуменно пожимал плечами – кому это нужно и кому это интересно? Переселенческие колхозы, как их принимали и обустраивали, цифры гектар, материальной помощи, стройматериалов и так далее и тому подобное. Благодаря этой работе брата я могу уверенно сказать, что переселенцам помогал обустраиваться весь Узбекистан – от самых верхов советской и партийной власти до низов. И потому не надо было вымучивать себя, когда я писал об этом.
Глава 18-я из романа «Спецпереселение»:
«Они не так часто встречались в узком кругу – только втроем. Все больше на людях – во время всенародных празднеств, партийных форумов и съездов Совета. Но чуть ли не ежедневно общались между собой по телефону. У каждого был свой участок работы, каждый отчитывался перед своим вышестоящим союзным руководством. Но лидером тройки был партийный вожак республики – первый секретарь ЦК КП(б) Узбекистана Усман Юсупович Юсупов. Второй член тройки Файзулла Ходжаев возглавлял Совет Народных Комиссаров республики. Третьим был Юлдаш Ахунбабаев – председатель ЦИК Узбекской ССР. Собрались, как обычно, по звонку Усмана Юсупова, который, вопреки сложившейся практике, на этот раз не счел нужным объяснять причину срочного сбора. Это означало, что, возможно, будет обсуждаться очень секретный вопрос, или некое предложение, или инициатива, родившаяся в голове у хозяина кабинета. В любом случае – очень важный вопрос, который требует общего обсуждения и решения. Именно в таких случаях, учил товарищ Сталин, не надо собираться большим активом, ибо это есть прямой путь утопить решение вопроса в дебатах. Тройка – вот оптимальное число. Информация и предложение – кто «за», «против» – и решение принято.
Усман Юсупов был моложе всех в тройке, и он своим подчеркнутым вниманием показывал, что не забывает об этом. Вот и на этот раз он встречал своих старших товарищей у двери кабинета.
После обычных объятий со словами приветствия и пожеланиями расселись за столом. Приглашенные с чуть тревожным интересом ждали, что скажет хозяин кабинета, и пытались по выражению его лица определить плюсы или минусы ожидаемой информации. Усман Юсупов неторопливо раскрыл папку и достал лист бумаги.
– Не знаю даже, товарищи, обрадую я вас или огорчу этой новостью, но нам необходимо посоветоваться до того, как мы поставим вопрос на бюро. В нашу республику переселяют с Дальнего Востока корейцев. По предварительным данным около пятидесяти тысяч человек. Вот постановление об этом. Всю ее я зачитывать не буду, ознакомлю вас только с пунктом, касающегося нашей республики. Вот, обязать Совнаркомы Казахской ССР и Узбекской ССР немедленно определить районы и пункты вселения и наметить мероприятия, обеспечивающие хозяйственное освоение на новых местах переселяемых, оказав им нужное содействие. Сроки очень жесткие, первые эшелоны могут прибыть уже в середине октября. Ситуация осложняется тем, что впереди зима. Мы с вами должны решить главное – районы их расселения, а уже в соответствии с этим организовать нужное содействие, учитывая имеющиеся на местах ресурсы жилья и прочих условий. Какие будут вопросы?
Комментариев нет:
Отправить комментарий