Е.В. Ким
К вопросу о возвращении
граждан
В 1910-1945 гг. Корейское государство Чосон было аннексировано Японией, и
на протяжении этих лет корейское население было мобилизовано для несения
трудовой повинности в Японию и на ее территории. Однако после поражения Японии
во Второй мировой войне и образования на Корейском полуострове двух государств:
Республики Корея (РК) и КНДР, лишь часть мобилизованных корейцев была
возвращена на Родину. Оставшиеся за пределами Корейского полуострова корейцы в
Японии и на о. Сахалин долгое время не имели гражданства и не имели
возможности вернуться в Корею. Это было связано с тем, что послевоенные
трудности и разделение Корейского полуострова на два государства препятствовали
репатриации корейских граждан на Родину.
Репатриация или возвращение граждан страну исхода, как правило,
происходящее в массовом порядке и на основе международных договоров1, чаще всего имеет место в контексте трагических событий, в
результате которых граждане одной из стран оказываются за пределами своего
происхождения. Так к 1945 г .
в Японии находилось свыше 2 мнл. корейцев, после войны большинство из них
вернулось на Корейский полуостров. Однако около 600 тыс. корейцев решило
остаться в Японии в связи с нарастающим политическим и социальным конфликтом на
Родине[Morris-SuzukiT.]. А на о. Сахалин после войны и
частичного возвращения остались около 43 тыс. корейцев[Информационный
портал корейцев СНГ].
По отношению к этим лицам в условиях жесткого соперничества и
противостояния оба государства Корейского полуострова в разное время проводили
политику репатриации.
Репатриация корейцев из Японии в КНДР в 1950-1960 гг. В Японии после Второй мировой войны
насчитывалось около 2 млн. мобилизованных корейцев, из которых
приблизительно 600 тыс. пожелали остаться в Японии. Несмотря на то, что
большинство из корейцев были вывезены в Японию из южной части полуострова, они
симпатизировали КНДР, где с 1955
г . действовала просеверокорейская Ассоциация корейцев
Японии Чхорён, которая и выдвинула требование о репатриации в КНДР4. Таким образом, оставшиеся в Японии корейцы предпочли
остаться в Японии по политическим соображениям, а затем выдвинули предложение о
репатриации в КНДР. Необходимо заметить, что и Северная и Южная Кореи были
озабочены особым статусом корейцев в Японии, например, РК в 1954 г . отказалась принимать
депортированных за нарушение закона корейцев из Японии. Это привело к тому, что
многие осужденные стали требовать депортации в Северную Корею.
Инициатива репатриации корейцев из Японии в КНДР шла сразу из нескольких
источников. В 1953 г .
просеверокорейски настроенные корейцы выдвинули желание вернуться в КНДР. И
некоторые представители японской власти видели в репатриации корейцев решение
проблемы корейских осужденных за нарушение японских законов, а также избавление
от обедневших корейцев, которые существовали только за счет социальных пособий6. Японское правительство открыто заявляло о высоком уровне
безработицы или маргинальной занятости среди корейцев (бильярдный бизнес,
незаконное пивоварение, сбор мусора). КНДР же видела в репатриации решении
вопроса с осужденными и общее улучшение жизни корейцев в Японии, а также
расширение влияния корейского сообщества в Японии. Сложность заключалась лишь в
том, что Япония опасалась ухудшения отношений с РК и вмешательства США, однако
в 1956 г .
японская сторона окончательно убедила власти КНДР в необходимости репатриации,
и вплоть до 1959 г .
шла подготовка проекта.
Необходимо заметить, что подготовка и осуществление репатриации корейцев
из Японии в КНДР последовали практически сразу после Корейской войны 1950-1953
гг. между Севером и Югом и шли в условиях идеологического противостояния двух
стран. В этих условиях не последнюю роль в привлечении соотечественников
сыграла северокорейская пропаганда. Однако следует заметить, что несмотря на
маргинальное положение большинства корейцев Японии того времени, существовала
просеверокорейская организация Чхорён, которая не только выступила
вдохновителем репатриации, но и консолидировала корейское население в Японии.
В итоге, проект репатриации начался в 1959 г . с применением
советских кораблей. И только к 1960
г . репатриировались 49 тыс. человек, а общее число
репатриантов за 1959-1984 гг. составило свыше 93 тыс. человек. Необходимо
заметить, что Ким Ир Сен призывал всех корейцев Японии вернуться в КНДР еще в
августе 1958 г .
Но данный проект помогал репатриироваться обедневшим корейцам, не способным
самим нести расходы на переезд за счет совместных средств Японии и КНДР[Morris-SuzukiT.].
Таким образом, этот пример показывает готовность КНДР не просто принять
обедневших репатриантов из Японии, но и улучшить их статус в целом. В то время
как РК, антияпонски и антикоммунистически настроенная при президенте Ли Сын
Ман, не просто игнорировала проблему японских корейцев, но и открыто отказалась
принимать депортированных соотечественников. Неудивительно, что большинство
зарубежных корейцев ассоциировало себя именно с КНДР, ведущей активную
пропаганду. В этой ситуации репатриация стала результатом сотрудничества двух
государств: Японии и КНДР, и сообщества корейцев Японии. Таким образом, можно
говорить о способности корейцев Японии объединиться в некую
общественно-национальную организацию для выражения интересов группы в непростой
ситуации послевоенных лет.
Репатриация корейцев о. Сахалин в Республику Корея. Практически во всех официальных
документах РК фигурирует цифра 43 тыс. корейцев, оставшихся на о. Сахалин после
капитуляции Японии. Данные переписи населения СССР в 1959 г . дают приблизительно
такой же результат – 42,2 тыс. человек[Население Сахалинской области]. Долгое время сахалинские корейцы
не имели гражданства ни одной из стран. В связи с пропагандой КНДР и неясностью
перспективы возвращения в РК, многие корейцы получили гражданство КНДР, таких
было больше, чем корейцев о. Сахалин с советским гражданством в 1960-е гг. В
итоге российское подданство получили практически все сахалинские корейцы,
однако с конца 1980-х начался дискурс о репатриации [Ким Хэчжин., 2008.
– С. 14.].
Инициатором проекта репатриации стало южнокорейское отделение Красного
Креста в 1988 г .,
затем в 1994 г .
правительства РК и Японии договорились о совместном проведении проекта
переселения, а в 1996 г .
правительство Кореи в дополнение открыло проект по предоставлению вида на
жительство сахалинским корейцам[Пэ Су Хан. 2010.C .280]. Усилиями Красного Креста с 1989 г . начала действовать
программа посещения Кореи для сахалинских корейцев, а в 1994 г . началось
строительство дома для репатриантов в г.Ансан для репатриации первого поколения
сахалинских корейцев при финансировании японского Красного Креста. В результате
переговоров были разработаны условия репатриации, а конкретно репатриантами
признавались только корейцы первого поколения, которые были мобилизованны на о.
Сахалин до 1945 г .,
однако с 2008 г .
второе поколение корейцев тоже было признано репатриантами16. К 2005 г .
репатриированы были 1600 чел. в дом для репатриантов «Кохянгмаыль» в г. Ансан,
и по расчетам корейской стороны желали переселиться еще 3 тыс. представителей
первого поколения сахалинских корейцев.
Материалы обсуждения закона о репатриации в 2005 г . показывают, что с
момента договоренности с японским правительством в 1994 г . по 2005 г . репатриация
осуществлялась очень медленно. Эту задержку связывают с зависимостью от
японского финансирования, и в 2005
г . обсуждалось решение увеличить финансирование
корейскими силами. По первоначальной договоренности финансы проекта репатриации
должны были взять на себя совместно РК и Япония. Так, например, Япония
финансировала строительство домов для репатриантов, а расходы на переселение и
пенсии страны несли совместно.
С начала осуществления программы репатриации до 2010 г . всего было
переселено свыше 3 тыс. чел. в такие города как Инчхон, Ансан, Хвасон, Чхучхон,
Пусан и проч.Возраст переселенцев 65-75 лет, большинство из них были рождены на
о. Сахалин, однако практически все свободно владеют корейским языком, так как
прошли обучение в корейских школах на о. Сахалин (из интервью с репатриантами
дома «Кохянгмаыль» в г. Ансан).[Пэ Су Хан. 2010.C .280-295]
По результатам интервью 5 репатриантов дома «Кохянгмаыль» в г. Ансан и
схожим результатам исследования Пэ Су Хан в районе Чжонкван в г. Пусан можно
сделать вывод, что большинство переселенцев (76%) не испытывало ни
материальных, ни социальных трудностей при жизни на о. Сахалин. И среди
главных причин приезда выделяются «тоска по Родине» и «желание быть
похороненным в Корее». Условиями жизни в Корее опрошенные в целом довольны,
хотя и скучают по о. Сахалин и семьям, поскольку данная программа не
распространяется на детей и внуков.
Таким образом, путем ограничения числа репатриантов теми, кто проживал на
о. Сахалин до 1945 г .,
правительство РК избежало не только проблему переселения излишне высокого числа
репатриантов, но и проблему необходимости проведения широкомасштабных
адаптационных программ.
Репатриация в РК, как и вся иммиграционная политика страны, отличается
крайней осторожностью и ограничивается минимальным приемом граждан. И поскольку
РК в первую очередь стремится защитить свой рынок труда от массового притока
иностранных рабочих, она является продуманным шагом, не противоречащим общей
иммиграционной политике страны. Репатриация имеет важный символьный характер,
демонстрирующий заботу государства о своих бывших соотечественниках.
Списоклитературы
Информационный портал корейцев СНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.arirang.ru/news/2011/11077.htm
Ким Хэчжин Особенности идентификации корейской молодежи в
современной России.: Автореф. дис. … канд. ист. наук. – М., 2008.
Morris-Suzuki
T.
Exodus to North Korea
revisited: Japan , North Korea , and the ICRC in the “repatriation”
of ethnic Koreans from Japan .
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.japanfocus.org/-Tessa-Morris_Suzuki/3541
Население Сахалинской области. [Электронный ресурс]. Википедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%
Пэ Су Хан.Ёнгчжуквигуксахалиндонгпхоэкочжущильтхэуакесонпангхянг:
Бусанчжонгкванщинтощиичжучжатесаныро (영주귀국사할린동포의거주실태와개선방향: 부산정관신도시이주자대상으로Условия жизни репатриированных
сахалинских корейцев и направления для улучшения: по данным переселенцев в
ПусанЧжонгкван). //국제정치연구(Журнал исследований международной политики). – 2010.
– Выпуск 13. – № 2.
Источник: РАУК
Комментариев нет:
Отправить комментарий