Просмотры страницы за последний месяц

понедельник, 11 марта 2013 г.

Начало большого пути



1 марта 1923 года вышел первый номер «Сенбон»
1922 год поистине открывает новую страницу в истории корейской прессы СССР. Как считал заведующий кафедрой истории журналистики КазГУ, доктор исторических наук, профессор, академик Сагымбай Козыбаев, нынешняя газета «Коре ильбо» должна вести свое летоисчисление именно с этого года, а не с 1 марта 1923-го, когда вышел первый номер газеты «Сэнбон». А именно, в августе 1922 года в Приморье, еще оккупированном Белой армией, бюро Компартии Анучинского района Уссурийской области стало издавать газету «Пулгынги» («Красное Знамя», первый номер датирован 27-м августа). Всего, до конца года, вышло 4 номера, а после освобождения Владивостока, в 1923 году газета выходила уже в этом городе, изменив свое название сначала на «Самвол ирил», затем на «Сенбон» (Авангард).

«Сенбон» первоначально был органом печати Приморского комитета РКП(б) и Приморского совета профсоюзов, затем – Приморского комитета ВКП(б). Газета одно время, с 1929 по 1934 год, издавалась в Хабаровске, затем вновь во Владивостоке. В Государственной библиотеке России (бывшей Ленинской) хранятся раритетные номера «Сенбон». В 1923 году газета выходила 34 раза, с 1924 года выходила два раза в неделю, с 1930 по 1931 год – 3 раза в неделю, а в период с 1932 по 1935 годы – через день. Есть справка и о тираже «Сенбон»: в 1928 году – 2 тысячи, в 1929 – 3600, в 1930 – 6900. А уже с 1931 года тираж газеты превысил 10 тысяч.

Газета «Сенбон» сыграла значительную роль в духовном становлении российских корейцев, вобрав себя опыт многих предыдущих изданий. В первые годы ее редакторами работали Ли Сен, Ли Бяк Чо, Ли Квал, Цой Хо Рим, Пак Дон Хи. Причем, к началу 30-х годов прошлого века «Сенбон» стала очевидным лидером, как по тиражу, так и по содержанию, среди таких известных изданий, как «Мунхва», «Се сэге», «Родондза», «Двок сен», «Родон синмун», «Ленинцы», «Сыталины гил», «Енхедзу обу» и другие.


«Сенбон» несомненно являлась газетой-реформатором. В 1920 г. в Сеуле газеты «Чосон ильбо» и «Донга ильбо» выходили по образцу японской печати. Как корейские и японские газеты, вначале в «Сенбон» материалы писались справа налево, но после была принята система написания слева направо. Что свидетельствовало как о коренных изменениях в письменности без заимствования, так и о прогрессивных взглядах, присущих талантливым публицистам газеты. Последний номер «Сенбон», 1644-й, вышел 12 сентября, в год депортации. После чего начинался новый, весьма сложный период в истории советской корейской прессы.

Перед депортацией на Дальнем Востоке издавалось 7 газет и 6 журналов на корейском языке. Кроме того, в крае успешно функционировали 350 корейских школ, один педагогический институт, и множество самоде­ятельных художественных коллективов, из которых впоследствии был сформирован Корейский театр. Таким образом, культурная и об­щественная жизнь корейцев на Дальнем Востоке, накануне переселения, была весьма насыщен­ной и разнообразной.

К сожалению, ни в одном официальном документе, и ни в одной газетной статье, не было обнаружено никакой информации о редакционном коллективе, работавшем до и после депортации. Лишь по устным воспоминаниям некоторых представителей старшего поколения удалось установить, что первым главным редакто­ром газеты «Сенбон» был Ли Сен. В год переселения редакцию возглавлял Цой Хо Рим. Он был уже шестым по счету главным редак­тором. Со слов ветеранов стало известно, что в канун переселения вся редакционная коллегия во главе с главным ре­дактором Цой Хо Римом была арестована работниками НКВД. Лишь один из членов редколлегии, заведующий отделом сельского хозяйства Хван Дон Хун,  уцелел. Именно он ценой неимоверных усилий, с риском для жизни, заложил фундамент для восстановления газеты. А чуть позже и он стал жертвой сталинских репрессий. Таким образом, наступал самый тяжелый период, как в истории советской корейской прессы, так и вообще в истории советских корейцев, который был жестко связан с тотальной цензурой и запретами любого свободного волеизъявления.

Из книга «Три имени – одна судьба»

Комментариев нет:

Отправить комментарий