Зареченская церковь-школа освящена недавно, кажется в феврале, самим преосвященным Евсевием. Общая стоимость всех построек, по моему мнению, не менее 12-13 тыс. руб. Постройки все сделаны из хорошего кирпича, прочно, основательно и вполне по-хозяйски. Деньги на постройки добывались из разных источников, но значительную часть расходов покрыло общество и деньгами, и натуральными повинностями: доставкой материала, бесплатными поденными работами и пр. Главным деятелем и инициатором этого дела был волостной старшина корейского поселения Янчихэ кореец Цой, на которого здесь же при освещении церкви преосвященный Евсевий возложил высочайше пожалованную золотую медаль.
В день Св. Троицы я служил здесь литургию, а накануне — всенощное бдение, в церковь собралось до 80 учеников и учениц местной церковно-приходской и других соседних школ. На клиросе вместе с псаломщиком и ученики принимали участие в чтении и пении.
Вся эта молодежь воспитывается миссионерами в православно-христианском духе и направлении, и на них миссионеры-труженики возлагают свои светлые надежды.
Благодаря достойной всякого подражания ревности и заботам о христианском просвещении своих собратьев вышеупомянутого старшины Цоя, школьное дело среди корейцев Уссурийского края процветает. За 12 лет своего управления волостью он устроил во всех более или менее значительных поселениях Посьетского участка церкви и школы при них. Особенно отрадным фактом в жизни корейцев признается тяготение их к церковноприходской школе. В каждом стане непременно есть церковно-приходская школа, а в некоторых и по две. “Факт этот особенно отраден тем, что школа, как известно, служит могучим средством в деле не только христианского просвещения, но и вообще обрусения корейцев. Можно надеяться, что дети корейцев, получивши образование и воспитание в церковных школах, и сами будут добрыми и убежденными христианами, и на своих родителей и родственников будут влиять с хорошей стороны” (Отчет Владивостокского Миссионного Комитета). Корейцы всеми силами стараются дать своим детям русское школьное образование и воспитание, почему так охотно открывают и устраивают в своих поселениях школы.
Отслужив литургию, я отправился в поселение Янчихэ, верст 30 от Заречья. Дорога колесная, очень хорошая, и на обывательской паре лошадок я очень скоро доехал до Янчихэ — столицы корейцев Посьетского участка.
При въезде в Янчихэ меня приятно поразил целый ряд прекрасных кирпичных домов и затем небольшая церковь, утопающая в зелени окружающих ее деревьев. Кирпичные дома были нечто иное, как школы разных типов и наименований; здесь есть министерская мужская двухклассная школа, женская церковно-приходская, ремесленная школа, дом с квартирами для учителей и дом для священника.
Все постройки прочны, удобны и поместительны. Все это сделано стараниями старшины Янчихэнской волости Цоя. Остановился я у священника, дом которого находится против церкви. Священник — сравнительно молодой человек — вдовец о. Григорий Прозоров; день провели в разговорах по интересующим меня миссионерским вопросам. В день Св. Духа о.Григорий позволил мне отслужить литургию в его церкви. По окончании литургии он пригласил к себе старшину Цоя, с которым я познакомился. Старшина Цой — довольно представительный и вполне оцивилизовавшийся кореец; человек довольно умный, энергичный и с большим дипломатическим тактом. Много он рассказывал о своей деятельности и о тех неприятностях, которые ему приходится терпеть от своих единоплеменников при всяких благих начинаниях.
Пригласил он меня к себе; я с удовольствием принял приглашение и вместе с батюшкой отправился. Живет он в корейской фанзе, хотя одна половина ее переделана на европейский лад, и имеет русскую обстановку. Здесь я познакомился со всеми учителями-корейцами, которые собрались к своему воспитателю погостить во время ваката. Было в высшей степени приятно наблюдать то восторженное настроение старшины, окруженного благодарными его питомцами; это, так сказать, наивысшая награда за его просвещенную заботливость о своем народе.
Хозяин предложил нам трапезу; обед был сервирован вполне по-европейски и очень вкусно приготовлен. Судя по обстановке и приемам, видно было, что хозяин — человек бывалый. Весьма сожалел о том, что не было среди молодежи его сына, который переходил в 6-й класс Благовещенской духовной семинарии и еще не приехал домой.
После сытного обеда, распростившись со своими новыми знакомыми, я на почтовых лошадях поехал в Посьет, чтобы оттуда на пароходе отправиться во Владивосток.
Комментариев нет:
Отправить комментарий