Просмотры страницы за последний месяц

среда, 31 октября 2012 г.

КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА ТУРКМЕНИСТАНА


ПЕТР ВОЛКОВ, КОРЁ СИНМУН (УССУРИЙСК), 24.10.2012

     Казахстан, Украина, Узбекистан. С корейцами, проживающими в этих странах, мы уже познакомили читателей в предыдущих номерах «Корё синмун». Отдельный материал посвятили соотечественникам Автономной Республики Крым. Сегодня рассказываем о корейцах Туркменистана.

Совместными усилиями

В отличие от соседей, Казахстана и Узбекистана, в Туркмении в силу некоторых местных обстоятельств нет национальных культурных центров, объединяющих диаспоры. Узнал об этом от дипломатов российского посольства в Ашхабаде. Как бывшему председателю Андижанского областного русского культурного центра (Республика Узбекистан), проработавшему на этой хлопотной общественной должности 10 лет до возвращения в Россию 5 лет назад, хотелось познакомиться с коллегами в Туркмении. Однако в посольстве меня огорчили:

— В стране создавать общественные организации по национальному признаку не принято. Официально действует только один культурный центр — Национальный культурный центр Туркменистана, разместившийся в столице в грандиозном дворцовом комплексе, который объединяет три величественных беломраморных здания с 15 золочеными куполами — Национальную библиотеку, Музей первого президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши и Дворец мукамов (музыки), где выступают с концертами местные туркменские и зарубежные творческие коллективы, проводятся международные фестивали и другие мероприятия.


Услышав в моем голосе грустные нотки, сотрудник посольства подбодрил позитивом:

— А вы знаете, ни в одной бывшей республике бывшего СССР нет такого, как в Туркменистане, чтобы на каждый личный автомобиль, которых здесь сейчас больше чем предостаточно, ежемесячно выделялось бесплатно 120 литров бензина, а недостающее горючее можно свободно купить по цене 6-7 рублей за литр. Есть здесь и другие очень даже существенные льготы для жителей страны.

Раньше при сборе материала о соотечественниках мне обычно помогали журналисты корейских газет. В Туркменистане, к сожалению, таковой нет. Выручили знакомые туркмены, с которыми в свое время учился в Ташкентской высшей партийной школе. После окончания ТВПШ они возвратились на родину. Двоих удалось разыскать по Интернету. Помогли и сами туркменские корейцы, с которыми удалось связаться, расспросить о том, как живется им в жаркой республике, где в летнее время в тени термометр нередко поднимается выше 50 градусов. Кроме того внимательно перечитал ряд исследований ученых о туркменских корейцах. Ну и, конечно, вспомнил три года армейской службы в Туркменской ССР, во время которой приходилось бывать в командировках в некоторых областных центрах, в том числе местах компактного проживания корейцев.

По утверждению ученого

Как утверждает кандидат философских наук, эксперт Информационно-аналитического Центра МГУ Равшан Назаров, изучивший национальные диаспоры Туркмении, корейцы появились здесь (и вообще в Центральной Азии) после 1937 г., когда были переселены Сталиным с Дальнего Востока. Их число в республике (в 1970 г. было 3,5 тыс. чел.) стало сокращаться в 80-е годы.

Корейцы, занимавшие в советское время высокие должности в различных сферах, после развала Советского Союза предпочли уехать из страны. Сегодня корейская диаспора Туркменистана в подавляющем своем большинстве занята торговлей на рынке. Уступать свои рыночные позиции конкурентам — значит остаться ни с чем, ибо сегодня представителям корейской нации в туркменском обществе практически не на что рассчитывать. Корейцев-врачей, банковских работников, учителей или юристов, еще работающих здесь, можно пересчитать по пальцам. Практически все специалисты с высшим образованием и опытом работы уехали в Россию, Казахстан, Узбекистан, Германию, Корею. Те корейцы, что остались, или на пенсии, или продают на базаре овощи, салаты, молочные продукты. Наиболее успешные сумели обзавестись небольшими магазинами.

Наибольшая диаспора корейцев проживает на севере страны в Ташаузской области, ныне именуемой Дашогузским велаятом. В годы советской власти существовали целые хозяйства, где компактно проживали корейцы. Например, в Ленинском (ныне Акдепинском) районе был совхоз, который называли корейским. Основным занятием жителей было выращивание риса. Постепенно корейских рисоводов вытеснило с полей местное население, почувствовавшее, что это выгодное дело.

Периодом подъема корейской культуры ученый считает начало 90-х гг., когда корейцы организовали Ташаузское землячество, установив связи с исторической родиной. Некоторым из активистов удалось даже посетить Корею, привезти оттуда учебники корейского языка и начать обучать ему корейских детей. В тот период вспоминались и восстанавливались национальные традиции, отмечались дни рождения, организовывались встречи корейского Нового года. Все это стало постепенно затухать. Лидеры землячества уехали из страны, а оставшиеся занялись устройством собственной жизни.

Корейцы — трудолюбивый народ, и многие из них нашли собственную нишу в условиях новой жизни. Кореянки первыми начали готовить национальные салаты и продавать их на рынке. Сохраняя в тайне секреты их приготовления, они не позволили женщинам других национальностей перейти им дорогу и по-прежнему считаются непревзойденными мастерицами разнообразных острых блюд, ассортимент которых постоянно расширяется. Другая ниша кореянок — это изготовление в домашних условиях кисломолочных продуктов и хлебобулочных изделий.

Местные корейцы, считает ученый, практически нерелигиозный народ. Возможно, если бы у них были свои проповедники и свои храмы, они бы вспомнили свою веру, но этого в Туркменистане нет. В 90-е гг. в Ташауз приезжали американские корейцы из Чикаго, которые по желанию крестили и посвящали в христианскую веру корейских детей.

Но большинство людей этой национальности считает себя все же буддистами, а потому предпочитают оставаться совсем без веры, чем быть приобщенными к чужой. Вместе с тем встречаются корейцы, принявшие ислам.

Отношение неоднозначное

Не со всеми доводами российского эксперта можно согласиться. Однако признаемся, некоторые действа, предпринимаемые в Туркменистане в годы независимости, воспринимались в соседних государствах да и во всем бывшем СССР неоднозначно. Взять хотя бы открытие многочисленных памятников первому президенту Сапармурату Ниязову еще при жизни, особенно восьмиметровой «золотой» скульптуры в Ашхабаде. Или закрытие в 1999 г. театра оперы и балета им. Махтумкули. Первый президент объявил балет непонятным туркменам искусством. К счастью, новый президент Гурбангулы Бердымухамедов несколько лет назад исправил ошибку своего предшественника. И решение это в СНГ не только работниками искусства, но и многими простыми людьми было встречено с одобрением.

Прижились в Туркменистане

— Это раньше, после развала СССР наблюдался отток наших соотечественников. Ныне такого уже нет. Прижились, привыкли к новым условиям, — делится жительница Ашхабада Елена Дон.

Как выяснилось, Елена является заместителем председателя ассоциации корейцев, правда, юридически не оформленной. Однако об общественных делах рассказала неохотно. Призналась: если раньше регулярно организовывала национальные праздники, чествования юбиляров, помогала проводить свадьбы с соблюдением национальных традиций и обрядов в ярких народных костюмах, с которыми не раз выручал южнокорейский фонд по культурному обмену в Средней Азии, действующий в Ашхабаде, то в этом году из-за большой нагрузки на основной работе (женщина занимает должность главбуха в строительной компании и одновременно ведет менеджмент по поставке и реализации товаров из Южной Кореи) для подготовки мероприятий времени совсем не было. Отстранился от общественной работы и председатель ассоциации, больше занятый своим бизнесом. В конце января даже Новый год по корейскому календарю не отметили.

— Но следующий Новый год обязательно подобающе встретим, своих соотечественников, как раньше, соберем, — заверила Елена.

Крайняя справа — Елена ДОН
Беседуя с Еленой Дон, расспросил о семье. Родители Николай Дон и Елизавета Ким — уроженцы Северной Кореи.

Жестоко притесняемые японскими оккупантами, как и многие другие, перебрались через границу в СССР, жили в Приморье. После страшной осени 1937 года, массового принудительного выселения корейцев оказались в Узбекистане. Позже перебрались в Волгоград, занимались выращиванием лука и арбузов. Неплохо зарабатывали, обеспечивая всем необходимым своих четверых детей, которые, подрастая, успешно заканчивали институты. Потому что главное, что хотели дать своим детям родители, было образование.

Старший брат Елены закончил инженерно-строительный институт в Улан-Удэ. Там женился на бурятке, по направлению уехали в Душанбе. За короткий срок молодой специалист хорошо проявил себя в строительстве. Но из-за вспыхнувшей гражданской войны пришлось вернуться в Бурятию. Старшая сестра — выпускница технологического института, выйдя замуж, переехала с мужем в Нукус — столицу Каракалпакии. Другая сестра, на отлично закончив филологический факультет университета в Ашхабаде, куда после смерти отца Николая мать с двумя дочками переехала к родственникам еще в середине 70-х, после замужества перебралась в Кисловодск. А 10 лет назад умерла в Ашхабаде мама Елизавета. Пережить тяжелую утрату помогли родственники.

Счастливая семья

Живет семья Ли счастливо, в достатке. Старшие и младшие пользуются на работе авторитетом. Их уважают, ценят. Так что нет повода уезжать из страны. И другие корейцы так считают. Тем более, что ветераны, представители среднего поколения более менее и государственным языком владеют, а молодежь вообще отлично говорит и пишет по-туркменски. А вот с корейским языком все наоборот. Старики еще им пользуются при общении между собой, корейцы среднего возраста уже немного, а молодежь языка родного вообще не знает. Хотя тяга к языку у молодых корейцев есть. Когда, например, двое преподавателей Ашхабадского государственного университета из Республики Корея согласились по вечерам вести уроки корейского языка для молодежи, аудитория не смогла вместить всех желающих. Но для всей диаспоры это капля в море. Хорошо бы и в других городах, где много корейцев, такие же уроки организовать.

Мы из Дашогуза!

Места проживания корейцев в Туркменистане различны. Их можно встретить во всех пяти велаятах (областях). В городах Туркменабад (бывший Чарджоу), Балканабад (бывший Небит-Даг), Туркменбаши (бывший Красноводск), Мары и других. Однако самая многочисленная корейская диаспора — в Дашогузском велаяте. Здесь, по данным активистов диаспоры, насчитывается более двухсот корейских семей. Живут дружно. Поддерживают друг друга, активно участвуют в проведении национальных праздников. Нередко вместе отмечают и дни рождения.

Одна из семей — семья Эдуарда Лим и Татьяны Ким. Приехали в Туркмению из Узбекистана со своими родителями еще в 50-х годах. Нормально обустроились. Прижились. Эдуард окончил местный электромеханический техникум, у жены тоже среднее специальное образование — получила диплом медучилища. Работала в детском саду. Сейчас домохозяйка. А муж Эдуард занимается подготовкой молодых спортсменов, работает тренером по боксу в детской юношеской спортивной школе. И небезуспешно. Подготовил и воспитал 6 юных боксеров, ставших чемпионами Туркменистана. Его воспитанники не раз выходили победителями и в соревнованиях по кикбоксингу, занимали 2-3 места на чемпионатах страны. Так что Эдуард Лим — известная личность не только в Дашогузе, но и далеко за его пределами.

И в личной жизни все сложилось. С женой Татьяной воспитали двух сыновей и дочь. Ольга — самая старшая, успешно окончила педучилище, а затем социально-гуманитарный университет в Хабаровске. Там и осталась, но работает не по специальности. Сын Сергей начинал учиться в Казахском государственном университете. Хотел стать юристом. Но оказалось, что казахский диплом тогда в Туркменистане был недействителен. Решил уехать в Хабаровск. Работает там мастером в строительной организации. Младший сын Лимов Игорь пока студент. Поступил в 2010 году в Санкт-Петербурге на контрактной основе в Российский государственный гидрометеорологический университет по специальности экономика и управление на предприятии. Каждое лето обязательно навещает родной Дашогуз. По примеру отца боксом увлекается. Имеет первый разряд и тоже является тренером по боксу, проводит занятия в своем университете в городе на Неве. После окончания учебы намерен вернуться на родину, в Ашхабад.

Незабываемая поездка

Мне удалось связаться с Игорем. Поговорили о корейцах Туркмении, о родителях, об учебе, а также о летних каникулах. Спросил: какие каникулы особенно запомнились?

— Конечно, прошлого года! — не раздумывая ответил Лим младший. И пояснил почему: в конце июля вместе с другими соотечественниками из Туркмении по программе Global korean youth network 2011 (глобальная корейская молодежная сеть) он целую неделю провел в Республике Корея.

— Незабываемая поездка! — вспоминает Игорь. — Организовало ее южнокорейское посольство в Туркменистане. Нас было пятеро, летели через Турцию. Особенно поразили в Корее идеальная чистота повсюду, высокий уровень культуры и большие достижения в промышленности. Республика высокоразвитая. И добилась этого за несколько десятилетий. Обратил внимание и на то, что их менталитет заметно отличается от нашего. Например, 25-летние парни и девушки могли спокойно идти по улице высоко подпрыгивая и напевать песни. Люди там очень добрые, непосредственные, гостеприимные. В Сеуле нам читали лекции о бережном отношении к окружающей среде. Дали и мне возможность выступить. Я говорил о том, что мы сами губим нашу планету, что нужно находить альтернативные источники энергии, что некоторые страны уже начали делать небольшие шаги по устранению загрязнения земли. 3 дня провели в деревне. Учились проводить чайную церемонию, делать кимчи, чальтток, используя колотушки, тофу, более известную корейцам как тыби, ловили руками в бассейне живую рыбу и многое другое. В тот раз в программе участвовало 200 корейцев со всего мира: из СНГ, США, Латинской Америки, Европы и Азии. А сопровождали нас десятки STAFFов (вожатые-переводчики). За неделю, что провел в Корее, узнал много нового о нашей исторической родине, получил много ярких незабываемых впечатлений, радостных и грустных при расставании, приобрел немало новых друзей.

Как удалось выяснить, корейцы Туркменистана при поддержке посольства участвуют и в других программах.

Сеул-Ашхабад: крепнут связи

Вот уже два десятилетия, как между Туркменистаном и Республикой Корея установлены дипломатические отношения. За эти годы они получили широкое развитие, в том числе в культурном сотрудничестве, о чем свидетельствует и состоявшаяся в прошлом месяце в Ашхабаде в Главном национальном музее Туркменистана шестидневная выставка корейской культуры и искусства, посвященная знаменательной дате. Организатором выступили Ассоциация дружбы Республики Корея со странами Центральной Азии, Ассоциация нематериальных культурных ценностей дружественной страны при содействии Посольства Республики Корея, Министерства культуры и Министерства иностранных дел Туркменистана.

Выступая во время торжественного открытия выставки, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Корея в Туркменистане г-н Ан Менг Су выразил твердую уверенность в дальнейшем успешном продолжении межгосударственного диалога, подчеркнув, что регулярное проведение дней культуры, а также участие Туркменистана в проводимой в Есу Всемирной выставке «ЭКСПО-2012» служит сближению двух древних культур и упрочению традиционных уз дружбы между корейским и туркменским народами в новую историческую эпоху.

Центральным событием выставки стал показ национального костюма ханбок, на протяжении тысячелетий являющегося традиционной одеждой корейцев. В наши дни ханбок — символ красоты и изящества корейской культуры, одевают в исключительно торжественных случаях, по праздничным и памятным датам.

Состоявшаяся выставка стала своеобразным «островком» богатейшей, многовековой культуры корейского народа, соприкоснуться с которой выразили желание многочисленные ашхабадцы и гости туркменской столицы. С удовольствием побывали на выставке и многие местные корейцы, в том числе приехавшие по этому случаю из других велоятов. Посетители с интересом ознакомились с представленными уникальными экспонатами — национальной вышивкой и изделиями прикладного искусства из корейской бумаги. Прекрасным дополнением стали живописные картины, отражающие прелесть и красоту неповторимого ландшафта Страны утренней свежести.
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий