Бета статьи про будущие выборы в РК: Как мы помним, в конце этого года в РК состоятся президентские выборы. Ли Мен Бак, история президентства которого является очень поучительным примером того, как прекрасный бизнесмен и идеальный мэр Сеула оказался очень слабым президентом, уступит место следующему, ибо конституция Республики Корея предполагает пятилетний срок пребывания у власти без права переизбрания.
Кандидатов было много, однако к нынешнему времени в фавориты записаны трое.
Первая – Пак Кын Хе, дочь президента Пак Чон Хи и формальная наследница Ли Мен Бака по правящей правоконсервативной партии, которая тогда называлась Ханнара (Единая Корея), а ближе к выборам по корейской политической традиции переименовалась в Сэнури (Новый Мир). В принципе, госпожа Пак всегда была серьёзным соперником Ли Мен Бака, который пять лет назад опередил её за счёт данных опросов общественного мнения, которые утверждали, что большинство правых хотят видеть президентом его. Правда, сегодня глава корейской службы Гэллопа, который отвечал за эти опросы, находится под следствием и вменяют ему манипуляцию данных, благодаря которым проценты Ли Мен Бака в какой-то мере оказались нарисованными. Впрочем, это дело прошлого и Ли Мен Бака это будет касаться уже после его президентского срока.
Во время правления Ли Мен Бака госпожа Пак грамотно держала дистанцию от всех президентских инициатив и таким образом, фактически не несёт ответственности за все неудачи своего формального соратника. Несмотря на то, что Ли неоднократно предлагал ей крепить единство партии и занять пост премьер-министра, Пак отклоняла эти предложения, поскольку в корейской политической культуре при сильной власти президента премьер является скорее мальчиком для битья, который уходит в отставку после очередного серьёзного «косяка» власти.
Затем идёт Мун Чже Ин – кандидат от сил, которые можно условно назвать левыми. Правление Ро Мун Хёна, который предшествовал Ли Мен Баку, он занимал ряд важных постов в администрации и в целом рассматривается как наследник этого курса.
Наконец, есть Ан Чхоль Су, которого называют «корейским Касперским» и воспринимают то как тёмную лошадку, то как голос народа, который устал от профессиональных политиков с их накладным популизмом, борьбой с коррупцией до и после выборов и весьма специфической внутренней кухней. Ан воспринимался как перспективный кандидат на пост мэра Сеула, но отказался от борьбы, отдав свои голоса представителю левых и набрав таким образом достаточно очков, чтобы претендовать на куда более важный пост.
Итак, у нас есть три кандидата, один правый, один левый и один левый независимый. Такая ситуация не раз встречалась в корейской политической жизни – например, в самом начале Шестой Республики, когда на пост президента претендовали Ким Ён Сам, Ким Тэ Чжун и Но Тхэ У (у нас более известен как Ро Дэ У). Ро представлял правящий режим, два Кима были более-менее левыми и вместе их электрат был больше, чем электорат Ро. Однако, из соображений фракционной борьбы и нежелания одного уходить в тень другого, два Кима пошли на выборы одновременно и раскололи левый электорат, обеспечив победу Ро. Так же и сегодня значительная часть прогнозов говорит о том, что если на выборы выйдут трое кандидатов, победит скорее всего госпожа Пак, а если один из левых отречётся в пользу другого – то тот и будет следующим президентом.
Таковы шансы каждого из трёх. В условиях развитой системы патрон-клиент и не менее развитого корейского регионализма у каждого из кандидатов есть своя база, в которой он победит обязательно. Юго-восточный регион Ённам традиционно голосует за правых, юго-западный Хонам – за левых. Однако остаётся довольно большая часть нейтрального электората, в первую очередь – большой Сеул, в котором обитает до четверти (если не трети) населения страны.
Начнём с Мун Чже Ина, поскольку с ним всё в значительной степени просто. Хотя он может быть лишён тех уж совсем популистских и волюнтаристских черт, которые отличали Но Му Хёна, он воспринимается как продолжение той же линии. А это означает определённый популизм, некоторый бардак во внутренней политике и продолжение «солнечного тепла» в отношениях с Севером. Хотя период правления Ли Мен Бака показал, что жёсткий откат и конфронтация в межкорейских делах не принесла ничего хорошего, в Корее остаётся достаточная прослойка людей, которая полагает, что просто задавливать Север без видимых подвижек с его стороны, - неумная трата средств. Поэтому вокруг Муна собираются недовольные текущим положением дел.
Пак Кын Тхе находится в тени своего отца и это и плюс, и минус, потому что кому-то при упоминании этого человека вспоминается корейское экономическое чудо, когда страна сделала реальный рывок от нищенства к процветанию, а кому-то военная диктатура, которая не сильно, прямо скажем, уступала Северу.
Кроме того, надо помнить, что нынешняя правоконсервативная партия во многом есть творение экс-президента Ким Ён Сама, который ещё жив и имеет довольно влиятельную группу сторонников. Между тем, Ким Ён Сам начинал свою политическую карьеру именно как борец с Пак Чон Хи и то убийства генерала в 1979 году успел от него претерпеть. Поэтому внутри собственной партии у неё есть довольно серьёзная группировка недоброжелателей.
Наконец, некоторые обращают внимание, что хотя Пак Кын Тхе конструирует образ железной леди, её реальный образ может быть другим. В 1974 году убили её мать, в 1979 – отца, несмотря на формально высокое происхождение, детство её было очень тяжёлым, а количество жизненных испытаний, выпавших на её долю сравнимо с участью героини корейской драмы. Закалили они её или наоборот надломили, - вопрос, который пока открыт.
Гендерный фактор тоже, конечно, играет роль. Если госпожа Пак победит, это будет первый корейский президент-женщина, что весьма важно для страны, которая во многом остаётся традиционной. Однако предполагаемый успех Пак по этой линии связан с тем, что у левых среди кандидатов отсеялось экс-премьер министр госпожа Хан Мён Сук, которая, в случае «столкновения женщин» имела бы больше шансов. В отличии от госпожи Пак она не бездетна, у неё был управленческий опыт, и она в большей степени выглядит бабушкой из народа, а не далёкой от него принцессой.
Наконец, Ан Чхоль Су. Изучение его биографии говорит о том, что он из весьма престижной и обеспеченной семьи и потому, хотя он может позиционировать себя как защитник народа, представителем народа он, по-хорошему, не является. Кроме того, хотя его часто называют «корейским Касперским», он не столько программист (что, как кажется автору, предполагает определённый майндсет), сколько человек, управляющий программистами. Основой плюс Ана в том, что он не закрепещён традиционными рамками и, в случае прихода к власти, может объявить своё правительство правительством широкого участия, набирая туда компетентных (или нужных ему) специалистов как из числа левых, так и из числа правых.
Собственно, именно это обстоятельство и заставляет меня предполагать, что президент Ан Чхоль Су отнюдь не будет настолько левым, каким это многие представляют сейчас. Здесь можно вспомнить Ли Мен Бака, который во время своих президентских выборов тоже оказался как бы в серединке – слева был продолжатель дела Ро Му Хёна, справа многократный президентский кандидат Ли Хве Чжан, который представлял классический правоконсервативный уклон. За Ли, таким образом, проголосовали и те, кто не хотел продолжения курса левых, и те, кто не хотел классических правых и ждал перемен.
Кстати, скорее всего за Ан Чхоль Су проголосует и определённое количество правых из числа недоброжелателей Пак Кын Хе и голоса этих скорее всего будут переданы на каких-то условиях.
Так что, скорее Мун отречётся в пользу Ана, чем наоборот, если слияние двух кандидатов всё-таки произойдёт, и какой будет политика нового, вроде бы левого президента – вопрос более открытый, чем кажется.
Поэтому, несмотря на внешне захватывающую борьбу вокруг президентского кресла и все прошедшие и будущие скандалы, картина кажется более предсказуемой. Что один, что другой кандидат в президенты будут держаться политического центра, не впадая в крайности отмеченный Ро Му Хёном или Ли Мен Баком. Скорее всего, это коснётся и межкорейской политики, о которой, однако, будет отдельный разговор.
Комментариев нет:
Отправить комментарий