Просмотры страницы за последний месяц

вторник, 9 апреля 2013 г.

Корейская диаспора США


ПЁТР ВОЛКОВ, КОРЁ СИНМУН (УССУРИЙСК), 27.03.2013

    Газета «КОРЁ СИМУН» продолжает публикации о наших соотечественниках, проживающих за пределами России. Мы уже ознакомили читателей с корейскими диаспорами ближнего зарубежья: Казахстан, Украина, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Эстония, Белоруссия… Сегодняшний материал посвящен корейцам США — соотечественникам уже дальнего зарубежья.

Знаток Америки и ее жителей

Профессор Казахского Национального Университета им. аль-Фараби, доктор исторических наук, заслуженный деятель Казахстана Г.Н. Ким — один из самых известных в мире корееведов. Талантливый ученый, автор нескольких десятков трудов, а также ряда учебников и учебных пособий, сотен публицистических статей, свободно владеющий европейскими и восточными языками, он часто ездит по странам мира, активно участвует в международных проектах, научных конференциях, ведет большую общественную работу. Например, с 2003 года является директором на общественных началах Международного Центра корееведения, вице-президентом Ассоциации Корейцев Казахстана, главным редактором журнала «Известия корееведения в центральной Азии», членом редколлегии ряда зарубежных и отечественных научных журналов, членом Экспертного совета по внешней политике при МИДе Республики Казахстан и членом Международного Консультативного Совета по мирному и демократическому объединению Кореи при Президенте Республики Корея. Всего не перечислить! А главное — Герман Николаевич хороший знаток истории корейцев, современной жизни диаспор в разных странах, в том числе и в США, где бывал неоднократно, читал лекции и преподавал здесь студентам в ведущих университетах. Поэтому и обратился к нему за поддержкой при подготовке статьи. Профессор согласился, помог в сборе материала, познакомил с научными работами о соотечественниках США, своими публикациями на данную тему в газетах «Корё ильбо», «Российские корейцы» и других изданиях, дал контактные телефоны американских коллег-корееведов, поделился личными впечатлениями о заокеанских командировках. Консультант по теме «Американские корейцы» из него получился просто замечательный. И за это я ему очень благодарен.

Листая страницы истории

Как свидетельствуют данные ряда исследований, история корейской иммиграции в США насчитывает более ста лет. Нашим соотечественникам пришлось вынести немало трудностей и лишений, пережить тяжелые времена и дискриминацию прежде чем найти себя и закрепиться в новом обществе. В 1902-1905 гг. на Гавайи переселилось около семи тысяч корейцев — основателей общины, которые были наняты для тяжелой и низкооплачиваемой работы на сахарных плантациях. В переселении корейцев на американскую землю важную роль сыграли отдельные исторические личности, включая корейского короля Кочжона, посла США в Сеуле Г. Аллена и предпринимателя Д. Дешлера. Особый вклад внесли американские христианские миссионеры в Корее, пропагандировавшие целесообразность иммиграции в США и обещавшие всем приезжим «золотые горы».


Семья корейских иммигрантов. Гавайи, XIX век


В период сахарного бума гавайская ассоциация владельцев сахарных плантаций решила использовать корейцев как дешевую рабочую силу на полевых работах. Она инвестировала средства для организации рекламы, вербовки и транспортировки корейских рабочих морским путем из Кореи на Гавайи, а ее представители лоббировали реализацию проекта как в Америке, так и в Корее. Расовая дискриминация в отношении иммигрантов из стран Азии в США долгие годы являлась преградой для развития бизнеса корейских иммигрантов. Как и выходцы из Китая и Японии, корейцы были объявлены иностранцами, не имеющими право становиться гражданами США по существующему тогда законодательству. Однако уже к тридцатым годам минувшего столетия местные власти некоторых городов узаконили некоторый корейский бизнес, представлявший собой овощные лавки, рестораны и небольшие магазины. К 1940 годам ситуация заметно улучшилась. У большинства корейских семей уже было собственное дело. Сферой интересов являлись медицина, стоматология, архитектура, наука и высокие технологии. Впоследствии многие корейцы стали весьма влиятельными бизнесменами, протестантскими священниками, издателями корейских газет и т.д.


Американские корейцы призывают приобретать военные облигации в помощь армии США.
Гавайи, 1943 г.

От 70 тысяч — до 1,7 миллиона

Современная Америка — страна иммигрантов, в которой сотни миллионов людей проживают за пределами своей исторической родины: Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. И неслучайно посмертная книга президента Джона Кеннеди, посвященная актуальным проблемам американского общества, называется «Нация иммигрантов». Согласно переписи населения 1970 года в США проживало всего 70 тысяч корейцев, а перепись 1990 г. зарегистрировала уже свыше 800 тысяч. Взрывообразному росту корейской иммиграции в Соединенные Штаты во многом способствовало принятие «Закона об иммиграции» в 1965 г., отменившего действовавшую прежде дискриминацию на въезд в страну по признаку расовой, этнической и государственной принадлежности.

Сейчас же в США корейская диаспора насчитывает уже более 1,7 млн человек, а по неофициальным данным даже 3 млн. Одни приехали сюда из Южной Кореи, другие из бывших республик СССР, есть переселенцы, сумевшие сбежать из КНДР. У каждого своя история, свой путь. Кто-то выиграл лотерею Green Card (зеленая карта), кто-то стал американцем по рабочей визе, третьи — по студенческой.

Основное занятие первого (и частично второго) поколения иммигрантов — это мелкий бизнес. Около 40% корейцев трудоспособного возраста имеет «свое дело». По американским меркам это очень высокий показатель. В основном корейцам принадлежат бакалейные и овощные лавки, а также химчистки, заправочные станции, автомастерские. Часто именно корейцы держат магазины в негритянских районах, там, где мало кто еще решается торговать из-за хронически высокого уровня преступности. Среди корейцев практически нет тех, кто живет на пособия, на пресловутый «велфер». Среди молодых корейцев очень популярна медицина, которая в США относится к числу наиболее престижных и хорошо оплачиваемых специальностей (средней руки врач получает там столько же, сколько высокопоставленный банковский служащий). Живут корейцы США в основном на тихоокеанском побережье, хотя в последнее десятилетие быстро растут корейские общины во всех крупных городах страны.

Особенности диаспоры

Одна из особенностей корейской общины США — это огромная роль протестантских церквей как главного организатора корейской диаспоры. Большинство верующих корейцев являются сторонниками тех же направлений протестантизма, что распространены в США. Однако, несмотря на это, корейцы редко становятся членами уже существующих «общеамериканских» приходов, а предпочитают создавать свои, чисто корейские. Именно эти церкви, а в США их сотни, становятся для них главными центрами общения и взаимопомощи. Однако среди прихожан все меньше молодежи. Дает знать ассимиляция. Во всех других странах, где проживают корейцы — в СНГ, России, Японии, Китае — местные власти поддерживают корейские культурные центры и издания, помогают проводить национальные праздники, содействуют сохранению и развитию корейских традиций. В Америке же никакой «национальной политики» нет, корейцы сами вольны выбирать, на каком языке учиться и какие газеты читать.


Делегаты женского корейского духовенства Объединенной методистской церкви на съезде Азиато-Американских объединенных методистов. Нью-Джерси, 2010 г.

Однако нигде, пожалуй, ассимиляция корейцев не идет так быстро, как в США. Только небольшая часть тех корейцев, что родились в США, в состоянии читать и писать по-корейски. В большей степени, чем иные этнические группы, американские корейцы ориентируют своих детей на получение высшего образования и профессиональную карьеру. Поэтому молодые корейцы изо всех сил стремятся овладеть не только специальными знаниями, без которых в университет не поступить, но и английским языком и американской культурой, так как без свободного владения английским и понимания американского общества добиться серьезного успеха очень трудно. В итоге уже второе поколение корейцев в США по отношению к жизни мало чем отличается от своих американских сверстников.

Сеул-Вашингтон: экономические связи крепнут

В последние годы приток корейцев в США из Южной Кореи в поисках лучшей доли заметно сократился. Достойно и счастливо теперь живется и на родине. В некоторой мере всестороннему развитию Страны утренней свежести способствовали и экономические связи Республики Корея с Соединенными Штатами, история которых насчитывает уже более 60 лет.

Ныне Южная Корея для США стала шестой страной по величине зарубежного рынка по стоимости направляемого туда американского экспорта, восьмой — по показателю объема двусторонней торговли. Со своей стороны, и Республика Корея продолжает рассматривать США как важнейший для себя зарубежный рынок: стоимость ее экспорта в США на 40% превышает вывоз южнокорейских товаров в находящуюся на втором месте в ее системе приоритетов Японию.

Крепнут, развиваются между двумя странами и культурные связи. Корейская музыка, художественные фильмы, сериалы, известные музыканты, актеры, певцы становятся все больше популярными в США. Наглядный пример — клип 36-летнего рэпера Пак Чэ Сана (псевдоним PSY) Gangnam style, который побил все рекорды популярности по просмотрам и прослушиванию, занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Только в США его просмотрели несколько миллионов американцев.

Корейские СМИ

Как и в других крупных диаспорах, в жизни американской важную роль играют СМИ. В настоящее время в США издается свыше 60 газет и журналов на корейском языке, которые выходят с различной периодичностью от ежедневных выпусков до ежеквартальных изданий. Крупнейшие ежедневные корейские газеты, такие как «Хангук ильбо»«Чосон ильбо», «Донгъа ильбо» и другие передаются по спутниковой связи и выходят в тот же день в американских мегаполисах, в которых проживают значительные по численности корейские общины. В Нью-Йорке, например, на сегодняшний день выходят 5 ежедневных газет, 6 еженедельных и 2 ежемесячные.

В отличие от других стран, корейская диаспора в Америке наиболее оснащена техническими средствами массовой информации. По всей территории США действуют десятки телепрограмм и радиостанций, рассчитанных на корейских зрителей и слушателей.


Официальный сайт газеты «Хангук ильбо» (г. Лос-Анджелес)

Конечно, захотелось пообщаться с коллегами. Даже дозвонился до одной из газет. Но беседы не получилось. В ответ на мой звонок в трубке услышал женский голос на корейском, а затем на английском языке. Русский корейские журналисты не знали, а я не владел даже английским. В редакции так и не поняли, для чего я им звонил.

И все же, с некоторыми корейцами мне удалось связаться, прежде всего русскоязычными. Бывшим казахстанцем ныне жителем Вашингтона Валерием Ханом, Амалией Ким из Нью-Йорка, переехавшей с мужем и сыном в США из Ташкента, Зоей Ким Чхун Окги из Чикаго, уроженкой Южно-Сахалинска, Олесей Ким из Вирджинии. Они познакомили меня с жизнью своих диаспор, даже прислали несколько фотографий.

А гидом моим в Лос-Анджелесе охотно стал давний друг еще по Узбекистану Альберт Саркисянц, удивительный человек с солнечной душой, большой друг корейцев, вот уже несколько лет проживающий с сыном, снохой и внучкой в этом замечательном городе. По моей просьбе он пообщался с местной корейской диаспорой и прислал дополнительные факты для статьи.

«Столица» американских соотечественников

Почти каждый второй американский кореец проживает в Калифорнии. Здешняя диаспора самая крупная в стране. А столицу штата Лос-Анджелес справедливо именуют корейской столицей. В центральной части города расположен корейский район — Koreatown, самый плотно заселенный, размером 20 на 20 кварталов. Помимо корейцев в этом районе проживают латиноамериканцы, мексиканцы, афроамериканцы. Белых около 7%. Почти 70% населения района — родившиеся за пределами США. Это самый высокий показатель по Лос-Анджелесу. Таким образом, Кореа-таун является мультикультурным районом, где запросто можно встретить испанскую речь в корейском магазине или ресторане и наоборот. Однако стоит отметить, что нужно стать корейцем, чтобы попасть в отдельные места или заведения.


Koreatown, г. Лос-Анджелес

В K-тауне расположено большое количество магазинов, салонов, ресторанов, баров, кальянов и караоке-студий. Считается, что в районе самая большая концентрация ночных клубов во всем Лос-Анджелесе. По примерным оценкам полиции, в Koreatown работают более 500 ночных заведений. В районе преобладает корейско-мексиканское население. Однако ночная жизнь больше привлекает белых американцев и гостей города.

Часть района производит впечатление уменьшенной копии Сеула. В глаза бросаются многочисленные корейские знаки и вывески.

Справедливости ради надо отметить, что корейцы не самая многочисленная азиатская диаспора США, они находятся лишь на пятом месте, уступив место китайцам, филиппинцам, индусам и вьетнамцам. Если же считать ее величину по отношению к количеству корейцев, проживающих собственно на территории Кореи, то корейская диаспора США окажется в числе самых больших в мире.

Черные дни 1992-го

Есть, к сожалению, в истории корейской столицы и черные страницы. 29 апреля исполняется 21 год началу восстания цветных в Лос-Анджелесе, которое продолжалось 8 дней. В это время было убито 140 человек. Сдержать восстание удалось корейской диаспоре города, а уж затем дело довершили ФБР и Национальная гвардия. Причиной восстания цветных послужили два события.

Первое — 29 апреля 1992 года суд присяжных оправдал полицейских, обвиняемых в избиении афроамериканца Родни Кинга. Четверо полицейских пытались задержать Кинга и двух его товарищей 3 марта 1991 года. Если его дружки сразу подчинились требованию полиции, вышли из машины и покорно легли на землю, сцепив за головой руки, то Кинг оказал сопротивление. Полиция жестоко избила его, сломав нос и ногу.


Сун Я Ду (Soon Ja Du)
Второе событие — в эти же дни суд фактически оправдал американку корейского происхождения Сун Я Ду, застрелившую в собственном магазине при попытке его ограбления 15-летнюю афроамериканку Латашу Харлинс. Суд дал Сун Я Ду всего 5 лет условно. Стоит добавить, что суд присяжных, рассматривавший дело Родни Кинга, состоял из 10 белых, 1 латиноса и 1 китайца.

Все это в совокупности дало повод афро-американцам объявить, что «белая Америка» по-прежнему является расистской. Особую ненависть у них вызвали корейцы и китайцы, которых афроамериканцы объявили «предателями цветного мира» и прислужниками «белых убийц». Между тем корейские торговцы объективно выполняли социально полезную роль для местного населения, устраняя дефицит, сбивая цены и платя налоги. Они невероятным терпением и трудом завоевали рынок, но не любовь населения, которое с завистью наблюдало, как богатеют вчерашние пришельцы. Вот почему в миг накала страстей именно на них опрокинулся этнический и расовый гнев, хотя ни они, ни их предки не несли никакой вины за беды чернокожего населения Америки.

Первые часы выступление афроамериканцев носило мирный характер — их политический актив, включая нескольких баптистских пасторов, вышел на улицу с плакатами. Но уже вечером на улицах появилась негритянская молодежь. Она принялась забивать камнями белых и уроженцев Азии. А ночью запылали дома и магазины. Эпицентром восстания стал район южной части центра Лос-Анджелеса (South Central Los Angeles) было сожжено около 5,5 тыс. зданий. Восставшие врывались и в жилые дома, где проживали белые — насиловали, грабили их.


Карта корейских погромов в Лос-Анджелесе на 29 апреля 1992 г.

Первые два дня 29-30 апреля — полиция практически не вмешивалась в бунт. Максимум, на что хватило местных полицейских, это оградить место восстания, чтобы оно не перекинулось на другие кварталы, где жили обеспеченные белые, а также на деловую часть города. Фактически два дня треть Лос-Анджелеса находилась в руках восставших цветных. Белые в страхе разбежались и из захваченных кварталов, и из окрестных. Остались только представители Азии. Они первыми и дали отпор. Особенно отличились корейцы, которые сплотились в 12 мобильных групп по 10-15 человек в каждой. Остальные корейцы встали на страже домов, магазинов и других зданий. Фактически, именно корейцы тогда и спасли город, не дав восстанию перекинуться на другие кварталы и сдержав озверелые толпы цветных. Лишь к вечеру 1 мая в Лос-Анджелес были стянуты 9900 национальных гвардейцев, 3300 военных и морских пехотинцев на броневиках, а также 1000 агентов ФБР и 1000 пограничников. Эти силовики зачищали город до 3 мая. Но фактически восстание было подавлено лишь 6 мая.

Силовики не церемонились с цветными. По разным данным, ими было убито от 50 до 150 человек. Огнестрельные ранения получили около 1100 человек. Нередко, как потом показывали свидетели, силовики убивали безоружных — «для острастки» других. В нескольких случаях стреляли в руки и ноги пойманных.


2 мая 1992 г. в Лос-Анджелесе прошла демонстрация, призывавшая к прекращению вражды между корейской и афро-американской общинами

Как вспоминают очевидцы, сразу после окончания трагедии тысячи корейцев Лос-Анджелеса двинулись маршем мира и согласия по Олимпийскому бульвару, неся в руках транспаранты с требованием «Восстановить Корея таун!» и «Справедливость для Кинга!» Впервые в христианских церквях корейские и афроамериканские пасторы провели совместные богослужения. В том же году в городе был открыт музей толерантности. Его стенды, многочисленные фотографии, различные экспонаты показывают посетителям, к чему может привести расовая, религиозная нетерпимость и межэтническая вражда. Музей толерантности и по сей день содействует сохранению межнационального согласия и мира.

Американские корё сарам в лицах


Зоя КИМ Чхун Окги, г. Чикаго


Аня ТЁ (справа) с друзьями, г. Лос-Анджелес


Валерий КИМ с женой Натальей, штат Пенсильвания


Вероника КАН, г. Лос-Анджелес


Валерий ХАН, г. Вашингтон


Мила КИМ, г. Нью-Йорк


Олеся КИМ с мужем Игорем, штат Вирджиния

Источник: http://www.arirang.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий