Просмотры страницы за последний месяц

вторник, 2 апреля 2013 г.

Ответы К.В. Асмолова на вопросы РЕН-ТВ

Ким Чен Ын


Ввиду специфической репутации вашего канала отвечаю на вопросы заранее и в письменном виде,  дабы сократить возможность манипуляции моими высказываниями.

Преамбула

Это важно, так как применительно к КНДР надо сразу же отметить 2 момента.  Во-первых, это закрытая страна, и потому многие вещи, информация о которых, кажется, должна бы лежать в открытом доступе, там добывается с большим трудом или вообще недоступна.  Во-вторых,  информационная война против Северной Кореи идет и ведется весьма серьезно.  Сочетание этих двух факторов приводит к тому, что большое число «уток», которые применительно к любой другой стране  были бы быстро распознаны и отправлены в мусорную корзину, в случае с Северной Кореей  разлетаются по интернету и СМИ.

Вот показательный пример из свеженьких.  Новость о  казни генерала Ким Чхоля, который будто бы был расстрелян из миномета по личному приказу Ким Чен Ына за то, что устроил пьянку во время траура по его отцу,  разошлась чрезвычайно широко, хотя достаточно всего нескольких минут на проверку информации, чтобы выяснить, что миномет не пригоден ни для уничтожения одиночной цели, ни для того, чтобы использовать его аналогично пушке на известной картине Верещагина.

В итоге, когда юмористический портал «Фогньюз» опубликовал новость о том, что жителям Северной Кореи теперь разрешено смотреть в окна (в сторону Запада и Юга), среди обличителей КНДР нашлись люди, готовые принять за правду и это.

Факты биографии Ким Чен Ына

Ким Чен Ир имел трёх сыновей, однако, старший Ким Чен Нам в определённой мере оторвался от семьи  , известен как плейбой  и не воспринимался как наследник (хотя бы потому что является сыном Ким Чен Ира от гражданской, а не от официальной, жены), хотя из-за постоянного местожительства в Макао любители гадать на кофейной гуще соотносили его с прокитайским лобби. Пресса общается с ним наиболее часто, тем более что он не шарахается от репортеров и способен иронизировать: «Если бы я был назначен преемником, думаете, я бы ходил как сейчас, в джинсах и футболке, и запросто говорил с вами?» .  Не так давно вышла весьма интересная книга его переписки с японским журналистом, где, оставаясь патриотом своей страны, он говорит о ее внутренних делах спокойно, свободно и критично.



Второй сын Чен Чхоль пошёл по следам отца и какое-то время работает в организационном отделе ЦК, рассматриваясь в 2006-2007 годах как наиболее вероятный кандидат в преемники. Известно про него было мало, но когда он инкогнито сходил на концерт Эрика Клэптона, из этого был сделан вывод, что он любитель западной культуры и западных ценностей.  О его судьбе в настоящее время нет информации, и предполагается, что он продолжает работать на своем посту, так как его исчезновение, скорее всего, было бы отмечено и истолковано.
Про третьего сына было известно меньше всего. Во всяком случае, ни одна из фотографий, которые широко муссировались в японских и западных СМИ, как фото Кима Третьего, не оказалась похожей на оригинал, когда он наконец-то не появился перед камерами. Впрочем, этому мгновенно было придумано объяснение: новый руководитель сделал себе одну или несколько пластических операций, чтобы больше походить на деда.

Предположительно, младший Ким закончил ту же Международную школу в Берне (International School of Berne), что и его старший брат, а затем делал карьеру по военной линии, занимаясь артиллерийской разведкой (что немедленно вспомнили после инцидента на Ёнпхёндо). Затем, по непроверенным данным, он курировал армию и органы госбезопасности.

О том, каков  Ким Чен Ын как человек, информации немного.   Точнее, валидной информации, не являющейся продуктом информационного вброса.  А то беглый повар Кэндзи Фудзимото, которого очень любят цитировать «эксперты»,  сначала рисовал младшего Кима фанатичным военным маньяком,  заслужившим доверие отца лестью и пресмыкательством и лично ответственным за инциденты 2010 года потому, что ему захотелось поиграть в войну, а затем, через два года, Ким оказывается у него сторонником реформ, пытающимся выбраться из-под гнета камарильи старых фанатиков.
Впрочем, в 2010 Кима обвиняли даже в том, что он  собирался запустить на юг воздушные шары, начиненные отравляющими газами или спорами опасных микроорганизмов. (чтобы вы не смеялись, привожу источник - http://lenta.ru/news/2010/11/12/attack/). Сюда же – периодически всплывающие данные о том, что он готовил покушение на своего старшего брата и Ким Чен Ир лично просил председателя КНР Ху Цзиньтао обеспечить безопасность своего старшего сына.

А когда Ким Чен Ын стал появляться на публике со своей женой (и о том, кто она, еще не было известно), это породило целый комплекс новых «уток», - от попыток пересказать на новый лад историю Сон Хэ Рим (Ким отнял у мужа приглянувшуюся ему актрису и заставил ее выйти за себя), до желания сделать из него Калигулу (корреспондент всё допытывался у меня, может ли предполагаемая любовница Кима быть его сестрой: «Но ведь  вы же не можете быть стопроцентно уверены?  Вот и скажите под запись, что специалисты не отрицают такой возможности»).

В феврале 2012 года мировые СМИ сообщали о том, что Ким Чен Ын  убит в Пекине (основанием этого сообщения стали слухи, которые распространились в китайском аналоге «Твиттера»). И это далеко не все утки, летавшие вокруг него.

А что известно из вменяемых источников? Известно, что молодой руководитель обладает харизмой и лидерскими качествами, воспринимая свой пост как источник ответственности, а не как источник наслаждения властью.  Известно, что  характером он пошел в деда, а не в отца, и, в отличие от интроверта Ким Чен Ира, он ярко выраженный экстраверт, которому нравится быть на публике и общаться с народом.  Известно, что он  понимает комплексные проблемы страны и довольно много делает для того, чтобы ее имидж начал меняться.  Хотя понятно, что административного опыта у него немного в силу возраста.

Почему преемником власти стал младший сын? Каковы были причины такого решения?

Старший сын, как мы говорили выше, не мог стать наследником власти по комплексу причин.  Поэтому выбирали из двух младших.  На каком-то этапе  самый младший оказался более готовым, а все остальное – спекуляции и гадание на кофейной гуще.

Как умерла мать Ким Чен Ына? Есть различные версии ее смерти, от сердечного приступа до автомобильной катастрофы. Есть ли версия, которую можно считать истинной?

 Есть официальная версия, подтвержденная данными вскрытия. Причина смерти – рак груди.  Это случилось в 2004 г., хотя попытки «похоронить» ее делались и ранее. В начале октября 2003 г., когда она попала а автокатастрофу, слухи о ее смерти циркулировали достаточно широко и дали повод к серии занятных конспирологических предположений, но эти данные не соответствовали действительности.

Может ли Северная Корея быть угрозой для всего мира? Есть ли конкретные причины для опасений?

Посылка «Северная Корея – угроза миру» есть результат планомерной антисеверокорейской кампании,  существенно искажающей общую ситуацию.  Хотя агрессивная риторика и общая репутация режима весьма способствуют поддержанию подобного имиджа, на деле ни мировой, ни региональной угрозой КНДР не является.  Так как вам это может показаться странным, будем подробными.

Начнем с тезиса о том, что ядерная Северная Корея представляет для своих соседей куда большую опасность, чем неядерная. Базируется это предположение в основном на представлениях о том, что, получив бомбу, милитаристы Пхеньяна вознамерятся применить ее против соседей или как минимум, использовать ее для открытого ядерного шантажа.

Расклад геополитических сил ядерная Северная Корея не изменит.  Если  оценки российских ядерных экспертов верны, то единственное боевое применение того  устройства, которое есть у КНДР сейчас, - это заманить как можно больше врагов поближе к нему и взорвать его. Даже если мы возьмем самые оптимистичные прогнозы , согласно которым у Северной Кореи есть 8 – 10 ядерных взрывных устройств, пока это именно ядерные взрывные устройства, а не бомбы или боеголовки, пригодные для эффективного использования на современной войне: у КНДР нет ни малогабаритных ядерных устройств, ни ракет-носителей, способных поднять большое ядерное устройство и донести его на нужное расстояние.

Вторая причина заключается в том, что при существующем соотношении сил,  того количества ЯО, которым обладает Северная Корея даже по самым смелым предположениям американских экспертов, не хватит для того, чтобы переломить ход военных действий.  За разговорами о многочисленности армии КНДР (4-е место в мире) мы забываем о том, что армия РК находится на 6-м, и при этом воюет не на технике 1970-х годов, Военный бюджет Южной Кореи входит в первую десятку военных бюджетов мира, превосходя северокорейский  по разным оценкам в 23-26 раз.

Затем,  Юг не будет один. Начиная с 1953 г. между РК и США действует Договор о взаимной обороне, согласно которому в случае неспровоцированного нападения КНДР США оказывают РК помощь всеми силами и средствами. Более того, южнокорейская армия поступает в оперативное распоряжение американских генералов (до определенного времени они контролировали армию РК и в мирное время).

Все это говорит о том, что при нападении на Юг у Севера нет шансов : даже без американской поддержки война между Севером и Югом  кончится безусловным отражением атаки Севера и хорошими шансами на успешное продолжение войны на его территории. Применение ядерного оружия  не переломит ход войны,  ибо его использование не позволяет решить ни одной стратегической задачи. Зато, если Пхеньян схватится за ядерную дубинку,  международное сообщество оправдает любые ответные меры за нарушение табу. В том числе и ядерный ответ. Так что, если  «цель руководства  КНДР – обеспечение безопасности режима», любое инициирование войны для него самоубийственно.

Велика ли вероятность того, что КНДР станет продавать ядерные технологии третьей стороне или ее дурной пример вызовет «ядерную гонку? Прикованное к КНДР внимание и жесткий мониторинг, в том числе – средствами космической разведки США,  практически исключают возможность тайного вывоза из КНДР даже обычных вооружений.  В первую очередь, это связано с тем, что в этом серьезно заинтересован Китай, обладающий как рычагами влияния на пхеньянское руководство, так и возможностями для более пристального выяснения ситуации в этой сфере.

Последний блок угроз, связанных с КНДР, связан с попыткой «привязать» ее к международному терроризму или обвинить в таковом, однако делается это в основном за счет «расширения» понятия «терроризм», выходящего за рамки его традиционного определения. Так, муссируемая тема «северокорейской киберугрозы», судя по описанием типов атак и нанесенного вреда, является попыткой оправдать разгильдяйство соответствующих структур РК. Надуманные теории о связи КНДР с мировым терроризмом также пока не подтвердились какими бы то ни было доказательствами.

Против потенциального использования Пхеньяном террористических (точнее, диверсионных) методов говорят минимум две причины. Во-первых, любые террористические действия, имеющие северокорейское происхождение, не принесут желаемого эффекта и наоборот, скорее спровоцируют ответный удар. При этом, вне зависимости от того, кто проведет теракт на территории РК, общественное мнение или определенная его часть выставят КНДР в числе «главных подозреваемых», даже если Пхеньян будет к этому абсолютно непричастен.

Во-вторых, для того чтобы осуществлять не разовые миссии категории «перешли границу – взорвали объект – ушли обратно», а вести планомерную «городскую войну», требуется хорошее знание местных реалий, чего у северокорейских спецназовцев нет. К тому же для успешного функционирования террористического подполья в обществе требуется определенный уровень «инфраструктуры поддержки» среди местных левых, каковая на данный момент в РК отсутствует. Понимание проблем Северной Кореи и симпатии к ней далеко не тожественны  неприятию южнокорейской/своей власти и стремлению нанести ей урон таким радикальным способом.

Если причины для опасений и есть, то они косвенные. Это то,  что своими действиями  КНДР может окончательно развалить и без того дышащий на ладан режим нераспространения ядерного оружия.  Это то, что своими действиями Северная Корея создает так называемую «дилемму безопасности», когда ее желание защититься вызывает у ряда соседей чувство угрозы и встречную горку вооружений с прилагающимся к этому общим напряжением. Это то, что, используя КНДР как предлог, США нагнетает в регионе  свое военно-политическое присутствие, направленное вообще-то против Китая и России.  Но все эти угрозы связаны с Севером косвенно, а не напрямую. 

Почему Америку беспокоит приход к власти Ким Чен Ына?

Странное заявление. Я бы не сказал, что Америку  беспокоит именно смена власти.   Проще пояснить, как выглядит американский подход к Северной Корее в целом, так как там  присутствуют четыре точки зрения,  каждая из которых периодически выдвигается на первый план.

1. «Мессианцы». С точки зрения автора, эта группа не в меньшей степени находится под влиянием идеологии холодной войны, что и северокорейские традиционалисты.  Как говорил вице-президент Чейни, «Америка не договаривается со Злом. Америка Зло побеждает». А поскольку тоталитарная КНДР есть зло, в борьбе с ним хороши все средства, в том числе и неджентльменские. В конце концов, северокорейский режим достаточно одиозен, чтобы представитель данного подхода мог искренне желать уничтожения его любыми средствами – переговоры, например,  допустимы только как средство скоординированного давления на Пхеньян или создание ситуации, при которой режим либо капитулирует сам, либо будет сменен.

Воспринимать Северную Корею как равного партнера на переговорах уже означает идти на уступки тираническому режиму, что серьезно подрывает престиж Соединенных Штатов как сверхдержавы. О каких претензиях на глобальное доминирование можно говорить, когда не удается прижать к ногтю какую-то Северную Корею?

2.  «Прагматики». Северная Корея является «бумажным тигром», и не представляет серьезной угрозы ни с точки зрения возможной агрессии, ни с точки зрения источника распространения ядерных технологий. Но бомбу она при этом не сдаст никогда (особенности миропорядка понятны всем), и нам не стоит тратить избыточные силы и средства на данную проблему, занимаясь «стратегическим терпением». Сокращаем уровень вовлечения, действуем по обстановке, и пусть этой невыгодной для США проблемой занимаются (или, по крайней мере, несут основное бремя расходов) непосредственные соседи КНДР. Если случится нечто, серьезно меняющее статус-кво, планы изменятся, а пока КНДР медленно загибается под санкциями, время всяко работает на нас.

3. «Нераспространенцы». Проблема Северной Кореи не в том, что это коммунистический режим, который мы не смогли победить в 1953г., а в том, что ее действия разрушают элитарность ядерного клуба и подают плохой пример остальным. А кризис режима нераспространения, - куда более серьезная угроза современному миропорядку, чем отдельные северокорейские амбиции, ибо в мире, построенном на вооруженном ядерном нейтралитете, значительно сложнее создать однополярный миропорядок.

Естественно, на уступки идти нельзя. Полное ядерное разоружение Севера – это идеальная цель, к которой надо стремиться и ради которой можно пойти на какие-то ответные действия, не сильно роняющие престиж державы.
4. «Циники». Существование КНДР в ее нынешнем виде выгодно США, так как реальная угроза от нее невелика (даже с точки зрения распространения ЯО Пакистан или Иран опаснее), а оправдывать ей можно целый комплекс военно-политических программ,  - начиная от   развития системы ПРО и заканчивая  созданием на Корейском полуострове долгоиграющей проблемы, решение которой отнимает силы и ресурсы и Китая и России. Поэтому процесс  можно тянуть до бесконечности, обращая в выгоду любой вариант поведения КНДР. Уступки приближают ее сдачу или денуклеаризацию, неуступчивость и демарши –позволяют нам бороться с северокорейской угрозой столько, сколько нужно.  А если режим начнет меняться слишком быстро и забрезжит перспектива быстрого урегулирования, спровоцировать КНДР на новое обострение несложно.

Каковы причины того, что большие ресурсы тратятся на новые мощности ракетных двигателей, в то время как народ находится в трудном положении?

Две посылки и обе в целом неверные.  Во-первых, как ни странно, ядерная программа не  настолько дорога, как считают люди, мало разбирающиеся в этой теме.  Во-первых, военный атом дешевле, чем мирный.  Строительство АЭС гораздо затратнее, чем создание нескольких ядерных бомб.  Во-вторых, для такой бедной страны, как КНДР, ЯО значительно дешевле, чем перевооружение армии конвенционным оружием с учетом дороговизны хайтека.  А увеличение мощности ракетных двигателей еще дешевле, чем ядерная программа, и если средства, предназначенные на них,  будут направлены на что-то другое, радикальные изменения экономической ситуации это не вызовет.

Полагаю, что Вы «повелись» на очередной южнокорейский вброс  типа «истории с бальзамированием».  Тогда южнокорейские СМИ писали, что Северная Корея израсходовала около 300 миллионов долларов или 6 процентов своего валового национального продукта на мумификацию и консервацию тела Ким Ир Сена. Хотя минимальное сравнение расходов с советскими или китайскими быстро распознает утку.

Что касается положения народа, то, да, оно тяжелое, но имеет четкую положительную динамику.  Иное дело, что в открытом доступе  и власти КНДР, и международные организации активно спекулируют  возможным голодом. Одни – потому что «чтобы получить 2, нужно просить 10 и активно бить в набат», другие – потому что это вписывается в стандартный образ Северной Кореи как филиала Мордора. Можно обратить внимание и на то, что средняя продолжительность жизни в Северной Корее остается довольно высокой, а соотношение населения Севера и Юга (1 : 2) остается неизменным и по сей день.

Набило оскомину и утверждение о том, что «жители Северной Кореи собирают траву для того, чтобы прокормиться».  В целом это куда больше похоже на рассуждения о том, что в путинской России такие большие проблемы с продовольствием, что даже городские жители вынуждены ездить в сельскую местность и собирать грибы, чтобы хоть как-то прокормиться.  Пастушья сумка и ряд других трав – это традиционные элементы корейской кухни, и их сбор не всегда связан с наличием или отсутствием продуктов питания.

Поэтому я скорее попробую объяснить, почему в сложившейся ситуации  Северная Корея так активно развивает свою ядерную программу, начав с того, что представляет собой  северокорейское руководство в целом.

Большая часть  его членов хорошо помнит Корейскую войну 1950-53 годов, в ходе которой дело почти дошло до применения ядерного оружия  американцами: были сделаны все необходимые приготовления,  но  в последний момент испугавшийся последствий и испытывавший давление со стороны союзников Трумэн  дал отбой.  Впрочем, применение напалма и ковровых бомбардировок и без того привело к тому, что в конце войны США официально заявили, что целей не осталось и все, что можно было разбомбить, уже разбомбили.  Вплоть до жилых кварталов, дамб и плотин.

В результате у «геронтократии» достаточно личного опыта, чтобы воспринимать США как абсолютное зло, с которым принципиально нельзя и не имеет смысла договариваться. Также они склонны эмоционально преувеличивать американскую мощь. США и уверены в том, что в случае войны США точно применят против Северной Кореи ядерное оружие, ибо для них оно чуть-чуть не было применено в Корейской войне.

Заметим, что подход «без штанов сидеть будем, а бомбу себе сделаем» (эта фраза приписывается Мао Цзэдуну) был характерен и для советского, и для китайского ядерных проектов. Обладание ЯО воспринималось и как знак статуса, и как основа для выживания страны. Сложно сказать, как выглядела бы судьба Советского Союза, если бы он не стал ядерным.

Здесь мы подходим ко второй причине. Из развития международной обстановки северокорейское руководство может сделать очень простые и понятные выводы: «Ничто так не защищает от «миротворческих операций», как ядерная бомба». Саддам Хусейн пытался убедить западный мир, что у него нет ОМП, но путался в показаниях, и Вторая иракская война началась риторикой превентивного удара, который следовало нанести раньше, чем иракские ракеты с химическим оружием обрушатся на беззащитных соседей. То, что целью операции было установление там демократии, стали говорить позднее.

Каддафи сдал свою ядерную программу в обмен на экономическую помощь, забвение всех былых преступлений и обещанную безнаказанность в будущем, Но начавшаяся гражданская война, сопровождающаяся активной дипломатической и военной поддержкой мятежников, ставит вопрос: «Рискнули бы страны Запада так активно вмешиваться в ливийские дела, если бы Ливия оставалась ядерной?» Гражданская война идет и в Сирии, и хотя Москва и Пекин оказывают поддержку правящему режиму, в Пхеньяне могут задаться вопросом, насколько эффективно полагаться только на помощь влиятельных союзников. Вывод один: надо вооружаться. И хотя обладание атомным оружием не защищает от всех угроз и создает комплекс дополнительных проблем, эти проблемы кажутся меньшим злом по сравнению с ситуацией «беззащитности».

Затем, с учетом новых веяний в военном деле, ядерное оружие действительно становится, скорее, средством сдерживания. Новая война, которую будет вести Америка, в значительно большей степени будет «войной дронов», чем это можно представить сейчас. А при развитом промышленном производстве, такие боевые автоматы можно легко разменивать на неприятельских солдат, потому что солдаты могут кончиться раньше. Электромагнитный импульс ЯО позволяет уничтожать дроны в больших количествах, и это в Пхеньяне тоже, скорее всего, понимают.

Возможно ли воссоединение двух народов? Что мешает объединению? Какие условия необходимы для объединения?

Объединение – это очень серьезная проблема, потому что на самом деле непонятно, пройдена ли точка невозврата, после которой расколотую страну уже не получится восстановить в прежнем виде.

С одной стороны,  постепенно уходят поколения, которые помнят процесс раскола и Корейскую войну 1950-53 гг. Это очень важно, потому что в этом контексте  нельзя сравнивать Корею с Германией. Между ГДР и ФРГ не было трехлетней войны, которая задела каждую семью.  Эта тень исторического прошлого, которая подкреплялась идеологическим противостоянием «холодной войны», была и остается серьезным препятствием, но  сегодня к нему добавляются  минимум четыре группы рисков, понимание которых заставляет с осторожностью относиться к идее объединения, особенно – в ближайшем будущем.

Первый блок – экономические трудности. Освоение Северной Кореи  так, чтобы она не стала только источником дешевой рабочей силы для Юга, займет много времени. Потребуется большой комплекс усилий хотя бы  для создания там работающей транспортной инфраструктуры. По выкладкам американских экономистов, опубликованным в журнале «Wall Street Journal» в начале 2000-х, объединение страны  будет стоить 1,5 триллиона долларов, что составляет валовой национальный продукт  РК за три года.   Современные расчеты говорят уже о двух-пяти триллионах, и тоже исходя из того, что все случится мирно . Если же брать в расчет сценарии с гражданскими войнами,  расходы лучше вообще не считать.

Такое дополнительное бремя страна не вынесет, и неясно, сколько еще лет потребуется для того, чтобы подобную сумму можно было выделить из бюджета Юга без серьезных внутренних потрясений и резкого снижения уровня жизни.

При этом чем меньше будут вложения в Север, тем больше  будет проблем социально-психологических, относящихся ко второй группе.  Эти проблемы связаны с  тем, как северокорейцы будут интегрироваться  в поглотившее их страну общество. При этом чем позже будет объединение, тем выше будет роль проблем, связанных с разницей менталитета.

С увеличением контактов  стало виднее, что на Севере и Юге, возможно, живут разные корейцы, и  ментальность жителей Севера очень сильно отличается от ментальности жителей Юга.

Бег времени не только убирает тех, кто помнит войну, но и увеличивает дистанцию между выбравшими разные пути северянами и южанами. Отличаются они и с точки зрения диалектов языка, на котором говорят в РК и КНДР, и даже по росту и виду из-за определённого недоедания на Севере и европейской пищи на Юге северные и южные корейцы довольно разительно отличаются друг от друга внешне.

При этом понятно, что чем дальше объединение, тем большее значение эта дивергенция будет приобретать. Грядущие проблемы хорошо иллюстрируются целой серией материалов, посвященных тому, как адаптируются к современным южнокорейским реалиям те представители КНДР, которым удалось попасть  на Юг. Как правило, им не удается получить образование, и они оказываются на низших ступенях общественной лестницы. По данным корейских социологов, в начале 2001 г. среднемесячный доход семьи перебежчиков был почти в три раза ниже дохода средней южнокорейской семьи . Быть женатым на беженке с Севера непрестижно и этот факт скрывается.
Третья группа проблем может быть названа социально-политической.  Она касается тех категорий населения Северной Кореи, которые точно не впишутся в новый миропорядок, и речь идет отнюдь не о малой группе номенклатуры, которая разбежится или будет люстрирована.  А о практически всём «среднем классе»: военные, инженеры, врачи, учителя и т.п.

В случае объединения все они окажутся выброшенными на обочину. Чиновники  - потому что они служили старому режиму, а новый придет со своими кадрами – созданные еще в 1950-е «органы управления северными провинциями» никто не отменял, и чиновники там готовятся вплоть до уровня ректора вуза. Военные – потому что 4-ая по величине армия в мире вряд ли будет кому-то нужна. Инженеры и врачи – потому что они работают с технологиями в лучшем случае 30-летней давности и не знакомы с компьютерной грамотой и английским языком (добавим, что это, в основном, люди старшего поколения, которым вообще переучиваться тяжело в силу их возраста). Практически все состоятельные люди (те самые новые корейские бизнесмены)  также либо выходцы из нынешней политической элиты, либо с ней связаны и в случае объединения с Южной Кореей их бизнес рухнет .
Между тем, в ситуации, когда форсированное объединение усилит общественную поляризацию, в рамках которой бывшие северяне окажутся на социальном дне, сработает еще один неприятный момент: почти все, кто «ждал перемен», рассчитывают на то, что при новой системе все бонусы старой  останутся с ними, и, не получив ожидаемого, начинают за него бороться. В результате мы «наконец» можем получить чучхейских террористов со всем, что к этому прилагается и с учетом того, что последние годы КНА готовилась именно к партизанской/диверсионной войне.

Большинство, конечно, уйдет не в террористы, а в криминалитет, который будет способен создать преступные группы, распространенные по всему  и способные  оказаться серьезным конкурентом Триаде, якудза, и российским браткам. Как отметил один из моих респондентов, «если они появятся у нас, точно выгонят кавказцев со всего Дальнего Востока России, а, возможно, и из Сибири».

Последняя группа проблем – внешнеполитические. Они связаны как с тем, какие карты будут  разыграны для решения внутриполитических проблем, насколько зависимой окажется объединенная страна от внешнего воздействия, И  изменений в региональной геополитике.  Последнее видно яснее всего, так как если из объединенной Кореи не уйдут американские войска, то они получат прямой выход к северо-восточным регионам Китая и российскому Приморью,  что станет очень серьезным стратегическим уроном КНР и РФ.

Многое упрется и в то, кто будет финансировать последствия объединения.  Это серьезные деньги, которые просто так не дадут. Следовательно, страна будет зависеть от своих кредиторов.

Поэтому представление о том, что две половинки Кореи мечтают о воссоединении, а единая страна будет «еще большей Республикой Корея» с точки зрения экономического процветания, высокого уровня личной безопасности и т. п., мягко говоря, ошибочно.

Если руководство Северной Кореи пойдет на сближение, может ли Южнокорейское руководство ответить тем же?

Может, курс нового президента  направлен на то, чтобы восстановить взаимное доверие, Это будет очень долгий и сложный процесс, но он идет в правильную сторону.  Пока о деталях политики говорить нелегко, но она хотела бы запустить процесс, аналогичный хельсинкскому, плюс видит главным направлением укрепление доверия между Севером и Югом.  Был даже употреблен термин «TrustPolitic».

К сожалению, приверженцы конфронтационного курса практически не дают новому президенту нормально работать, торпедируя ее инициативы и находя в представленных на парламентское обсуждение претендентах недостатки, заставляющие вспомнить пословицу о соринке в чужом глазу.  Ей пока даже не удается поставить «своего» министра обороны. Кроме того, если в межкорейских отношениях снова случится какой-то инцидент, она будет вынуждена реагировать соответственно, закручивая гайки. И я не исключаю, что консерваторы  вполне могут пойти провокацию, чтобы в итоге курс Пак Кын Хе  более соответствовал их чаяниям.  Им есть что терять и с репутационной, и с коррупционной точки зрения.

Как устроена политическая пропаганда в Северной Корее? Для чего это нужно?

С одной стороны, она соответствует северокорейским реалиям, с другой – все эти лозунги, марши, машины с репродукторами и т. п.  в  XXI веке  воспринимаются как совершенный анахронизм.  Иное дело, что для разных ситуаций разные методы.  Вести пиар-кампанию в российской глубинке точно так же, как в Москве, будет ошибкой.

Насколько эта пропаганда работает, конечно, есть разные оценки. Потому что каждый эксперт  хочет видеть именно то, что хочет.  Кому-то  нравится идея армии фанатиков, готовых умереть за вождя; кто-то предпочитает  вариант позднего СССР, когда пропаганда работает вхолостую.  С моей точки зрения, в том, что страна до сих пор не развалилась, есть и заслуга системной индоктринации.

Есть ли у Северной Кореи планы по борьбе с империалистами? И есть ли для этого соответствующие военные технологии?

Планы, конечно, есть. Вопрос в их эффективности.  По моему ощущению,  Север пытается создать впечатление, что любая попытка военного вмешательства обойдется настолько большой кровью, что победа будет пиррова.
Что же до технических возможностей, то представляется, что официальная пропаганда КНДР несколько преувеличивает  способности своих вооруженных сил в нанесении удара по территории врага.  Во всяком случае, баллистических ракет, способных «достать» США, у них нет.

Это, кстати, важный момент с точки зрения того, чем отличается запуск спутника от испытания ракеты военного назначения, где главное – доставить боеголовку в четко определенную точку на карте и при этом не разрушиться при входе в плотные слои атмосферы.  Тесты подобного типа в Северной Корее не проводились.  Тем более что для того, чтобы ракетная программа была признана успешной, требуется 10 у спешных пусков подряд.  А у КНДР за 12 лет существования  ее «ракетной программы» был всего один успешный запуск.

Как влиял СССР на политику Северной Кореи? Какие отношения их связывали?

Хотя  Северную Корею часто воспринимают как клон Советского Союза или его марионетку,  даже в «лучшие времена», когда  Пхеньян шел в створе советской политики,  КНДР  разве что процентов на 50 походила на СССР.  А большую часть времени Пхеньян стоял особняком, иногда лавируя между Москвой и Пекином, иногда проводя свою линию.  Поэтому отношение к нему у советского руководства  всегда было довольно специфическим – как к чемодану без ручки.

Только один пример.  КНДР была единственной соцстраной, которая проигнорировала итоги ХХ съезда КПСС.  Более того, когда  на фоне смены руководства в соцстранах после этого события группа фракционеров при  определенной советской и китайской поддержке  пыталась снять Ким Ир Сена с его поста и обвинить его в  культе личности,  Киму удалось удержаться, даже несмотря на то, что в Пхеньян прилетала делегация во главе с Микояном.  А уже с 1980-х годов диссидентствующие интеллигенты Советского Союза очень любили  выписывать журнал «Корея  сегодня», потешаясь над его содержанием и демонстрируя его как замену «Крокодила».

В экономическом отношении, правда, Северная Корея довольно сильно от нас зависела.  В первую очередь, от советских энергоресурсов и удобрений.  И когда в 1990-е годы  эти экономические связи были разорваны, энергоемкое сельское хозяйство этой горной страны начало катиться в пропасть. 

Война между Северной и Южной Кореей, основные факты. Война Кореи с Америкой, основные факты.
Очень смешно поставленный вопрос. Не было отдельной войны Севера с Югом и Севера с Америкой.  Была так называемая Корейская война 1950-53 годов. Гражданская война, которая затем была интернационализирована и «закончилась вничью».

Современная аудитория часто представляет себе начало конфликта как внезапное и ничем не спровоцированное нападение Севера на Юг. Это не так. Южнокорейский президент Ли Сын Ман, несмотря на то, что долго прожил в Америке, отчего говорил по-английски лучше чем на родном корейском языке, отнюдь не был американской марионеткой. Престарелый Ли на полном серьезе считал себя новой мессией корейского народа, и так активно рвался в бой, что США боялись поставлять ему наступательное вооружение, опасаясь, что он втянет американскую армию в совершенно не нужный ей конфликт.

Из-за этого в течение всего 49-ого года и первую половину 50-ого годов обстановка на границе напоминала окопные войны первой мировой, где почти каждый день случались инциденты с применением авиации, артиллерии и воинских частей количеством до батальона, причем южане чаще выступали в роли нападавшей стороны. Поэтому некоторые историки на Западе даже выделяют этот период как предварительный или партизанский этап войны, отмечая, что 25 июня 1950 года у конфликта просто резко изменился масштаб.

Надо отметить кое-что важное и относительно Севера. Дело в том, что когда мы говорим о руководстве КНДР того времени, мы проецируем на него штампы поздней Северной Кореи, когда уже никого не было кроме великого вождя товарища Ким Ир Сена. Но тогда же все было по-другому, в правящей партии существовали разные фракции,  а в руководстве страны были еще влиятельные люди, чья роль в подготовке войны была не меньше, если не больше.

Главным «лоббистом» войны со стороны КНДР был глава «фракции местных коммунистов» Пак Хон Ён, который был вторым человеком в стране - министром иностранных дел, первым вице-премьером и первым главой коммунистической партии, которая была образована на территории Кореи сразу же после освобождения от японцев, пока Ким Ир Сен еще находился в СССР.

Пак уверял, что как только армия КНДР перейдет границу, 200 тыс. южнокорейских коммунистов немедленно вступят в борьбу, и режим американских марионеток падет. При этом стоит помнить, что самостоятельной агентуры, которая могла проверить эти сведения, у советского блока не было, так что все решения принимались на основе предоставляемой Паком информации.

До определенного времени, и Москва, и Вашингтон не давали корейским руководствам карт-бланш на "объединительную войну», хотя Ким Ир Сен отчаянно бомбардировал Москву и Пекин просьбами разрешить вторжение на Юг. Более того, 24 сентября 1949 г. Политбюро ЦК ВКП(б) оценило план нанесения упреждающего удара и освобождения Юга как нецелесообразный. 

Однако весной 1950-ого года разрешение все же было получено.  Москву все-таки убедили в том, что в Южной Корее революционная ситуация, война пройдет как блицкриг, а американцы не вмешаются.

Это мы сейчас знаем, что США приняли в этом конфликте более чем активное участие, но тогда такое развитие событий отнюдь не было очевидно, - в отчетах ЦРУ Ли Сын Мана открыто называли старым маразматиком. Он был чемоданом без ручки, который очень тяжело и неудобно нести, но который нельзя бросать.

То, что Корея была официально вынесена из оборонного периметра тех стран, которых Америка обещала защищать, тоже было несложно истолковать как знак будущего невмешательства Америки в корейские дела ввиду её недостаточной важности.
Иное дело, что после того, как вторжение началось, Госдеп и администрация президента Трумэна оказались в ситуации, когда на сей раз отступать уже нельзя, хочешь – не хочешь, а влезать придется. Трумэн верил в доктрину сдерживания коммунизма, уделял очень серьезное внимание ООН и думал, что если снова допустить слабину здесь, то коммунисты уверуют в свою безнаказанность и тут же начнут давить по всем фронтам, а это необходимо жестко пресечь. К тому же, в США уже поднимал голову маккартизм, а это означало, что чиновникам надо было не прослыть «розовыми».

25 июня 1950 года войска Северной Кореи пересекли границу, и начался первый этап войны, на котором северокорейцы разделали коррумпированную и плохо подготовленную южнокорейскую армию, как Бог черепаху. Сеул был взят практически сразу же, 28 июня, причем когда войска КНДР уже подходили к городу, южнокорейское радио еще передавало реляции о том, что армия корейской республики отразила нападение коммунистов и победно движется на Пхеньян.

Захватив столицу, северяне неделю ждали, когда же начнётся восстание. Но его не произошло, и войну пришлось продолжать на фоне всё увеличивающегося вовлечения в конфликт Соединённых Штатов и их союзников. Сразу после начала войны США инициировали созыв Совета Безопасности ООН, который дал мандат на использование международных сил для "изгнания агрессора" и поручил руководство "полицейской акцией" Соединенным Штатам во главе с генералом Д. Макартуром. СССР, чей представитель бойкотировал заседания Совета Безопасности из-за участия в нем представителя Тайваня, не имел возможности наложить вето. Так гражданская война превратилась в международный конфликт.

Что же до Пак Хон Ёна, то, когда стало ясно, что восстания не будет, он стал терять влияние и статус, и ближе к концу войны, Пака и его группировку ликвидировали. Формально его объявили в заговоре и шпионаже в пользу США, но главное неформальное обвинение было в том, что он «подставил» Ким Ир Сена и втянул руководство страны в войну.

Поначалу успех все еще благоприятствовал КНДР, и в конце июля 1950 г. американцы и южнокорейцы отступили в юго-восточный угол Корейского полуострова, организовав оборону т.н. Пусанского периметра. Выучка северокорейских солдат была высокой, а Т-34 не могли противостоять даже американцы – их первое столкновение закончилось тем, что танки просто проехали через укрепленный рубеж, который они должны были удерживать.
Но северокорейская армия не была подготовлена к долгой войне, а командующий американскими войсками генерал Уолкер с помощью довольно жестких мер сумел остановить северокорейское продвижение. Наступление выдохлось, коммуникационные линии растянулись, резервы истощились, большая часть танков была все-таки выведена из строя, и в конце концов наступающих оказалось меньше, чем тех кто обороняется внутри периметра. Добавим к этому, что у американцев было почти всегда полное господство в воздухе.

Чтобы добиться перелома в ходе военных действий, командующий "войсками ООН" генерал Д. Макартур разработал очень рискованный и опасный план десантной операции в Инчхоне, на западном побережье Корейского полуостров.

Рано утром 15 сентября американцы высадились под Инчхоном и после ожесточенных боев 28 сентября овладели Сеулом. Так начался второй этап войны. К началу октября северяне оставили территорию Южной Кореи. Тут уже США и их южнокорейские союзники решили не упускать шанс.  1 октября войска ООН пересекли демаркационную линию, а к 24 октября заняли большую часть северокорейской территории, выйдя к пограничной с Китаем реке Ялуцзян (Амноккан).

Но тут Китай, который до того не раз предупреждал, что вмешается, если войска ООН пресекут 38-ую параллель, решил действовать. Дать США или проамериканскому режиму выход на китайскую границу в северо-восточном регионе – нельзя было допустить. Пекин направил в Корею войска, которые формально именовались "Армией китайских народных добровольцев (АКНД)" под руководством генерала Пэн Дэхуая.

Предупреждений было много, но генерал Макартур не обращал на них внимания. Более того, во время встречи с президентом он открыто заявил, что КНР не посмеет включиться в конфликт, а если и посмеет, армия США устроит им «великую бойню».

19 октября 1950 г. АКНД перешла китайско-корейскую границу. Пользуясь эффектом неожиданности, 25 октября армия смяла оборону войск ООН, и к концу года северяне восстановили контроль над всей территорией КНДР.
Наступление китайских добровольцев ознаменовало собой третий этап войны. Где-то американцы просто бежали, где-то достойно отступали, пробиваясь через китайские засады, так что к началу зимы положение Юга и войск ООН было очень незавидным. 4 января 1951 войска КНДР и китайские добровольцы снова заняли Сеул.

К 24 января продвижение китайских и северокорейских войск затормозилось. Заменившему погибшего Уолкера генералу М. Риджуэю удалось остановить китайское наступление стратегией «мясорубки»: американцы закрепляются на господствующих высотах, ждут, пока китайцы захватят все остальное и пускают в ход авиацию и артиллерию, противопоставляя свое преимущество в огневой мощи китайскому числу.

С конца января 1951 г. американское командование предприняло серию операций с целью вернуть Сеул, что удалось сделать только в марте. Но темпы наступления не удовлетворяли Макартура, который считал, что Вашингтон мешает ему разгуляться. Он открыто предлагал начать войну по-взрослому, используя ядерное оружие и открыв второй фронт в Китае с участием армии Чан Кайши. Подобные заявления, совмещенные с критикой верховного главнокомандующего он делал так резко, так открыто и так часто, что, в конце концов, Трумэн не выдержал. 11 апреля Д. Макартур был смещен с поста командующего силами ООН и заменен М. Риджуэем.

В апреле - июле 1951 г. воюющие стороны предприняли ряд попыток прорвать линию фронта и изменить ситуацию в свою пользу, однако ни одна из сторон не достигла стратегического перевеса, и военные действия приобрели позиционный характер.

К этому времени сторонам конфликта стало ясно, что достичь военной победы разумной ценой невозможно, и необходимы переговоры о заключении перемирия.  27 ноября 1951 стороны договорились об установлении демаркационной линии на основе существующей линии фронта и о создании демилитаризованной зоны, но затем переговоры зашли в тупик, в основном, из-за позиции Ли Сын Мана, категорически выступавшего за продолжение войны, а также разногласий по вопросу о репатриации военнопленных.

Проблема состояла в следующем. Обычно после войны пленные меняются по принципу «всех на всех». Но в ходе войны, в отсутствие человеческих ресурсов северокорейцы активно мобилизовали в армию жителей Республики Корея, которые не особо хотели воевать за Север и сдавались при первой возможности. Похожая ситуация была в Китае, довольно много солдат было из бывших гоминьдановцев, плененных в ходе гражданской войны. В результате примерно половина пленных корейцев и китайцев отказались репатриироваться. Урегулирование этого вопроса заняло больше всего времени., а Ли Сын Ман почти сорвал приговоры, просто приказав охране лагерей выпустить тех, кто не хочет возвращаться. Вообще к этому времени южнокорейский президент стал так надоедлив, что в ЦРУ даже разрабатывался план по отстранению Ли Сын Мана от власти.

27 июля 1953 года представители КНДР, АКНД и войск ООН (представители Южной Кореи подписать документ отказались), подписали соглашение о прекращении огня, согласно которому демаркационная линия между Северной и Южной Кореей была установлена примерно по 38-й параллели, а по обе стороны вокруг нее образована демилитаризованная зона шириной 4 км.

Извините, если ответы показались Вам слишком подробными, но ситуация вокруг КНДР гораздо более сложна и комплексна, чем может показаться непрофессионалу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий