Просмотры страницы за последний месяц

среда, 27 февраля 2013 г.

МОЛЕНИЕ О БЕЗОПАСНОСТИ (3): ОБРЯД

МОЛЕНИЕ О БЕЗОПАСНОСТИ (3): ОБРЯД: МИНОВАЛИ - кто проковылял, волоча велосипед, на своих двоих кто прокатил верхом - покрытое ледком озерцо, поднялись к жилищу товарища - там хозяйничали приехавшие на машинах Мин и несколько других товарищей...

persimons and chestnuts

Мы принялись пилить дрова - для бочки и печки, таскать листву со склона горы, чтобы забросать ею полянку (истоптанная нашими башмаками, та моментально превратилась в непроходимое болото), сооружать алтарь..

14

Внутри жилища было чисто и, благодаря топившейся печке, теплее, чем снаружи.


15

Среди даров духам, еды и выпивки узрел пакет с самгёпсалем. Поинтересовался, сколько стоит корейский шашлык. Нарезанная тонкими пластами, готовая к употреблению свежая, не замороженная свинина с прожилками сала стоит чуть дороже замороженной, но всё же в два-три, а то и более раз дешевле говядины - 100 г стоят всего 1200 вон (чуть больше доллара). Семь кг мяса обошлись в 80 долларов.

16

17

Завалив полянку листвой, поставили спиной к горе жертвенный столик-алтарь, также в определённом порядке выстроили жертвенную еду - квадратное корыто с током 떡, посыпанным крошкой из красных бобов лакомством из отбитого клейкого риса, тушкой сушёного минтая (думаю, российского), яблоками, грушами (одна груша стоит шесть тысяч вон, прим. $6), каштанами... Позади алтаря встали велосипеды с нахлобученными сверху шлемами. Командование обрядом на себя взял Мин.

18

Я думаю, нет надобности в подробном описании структуры "обряда-моления о безопасности" 안전기원제, потому что неоднократно описывал обряд (ссылки <а записи прошлых лет см. в предыдущей записи). Напомню лишь, что с просьбой ниспослать нам свою милость, позаботиться о безопасности наших покатушек мы обращались к горным духам, сансинам 산신 山神. Сансин, букв. "горный дух", "дух горы", "горное божество", "горный бог" - дух, божество, населяющее ту или иную гору. Кстати, у меня есть занятная идея. Я думаю, корейский сансин структурно есть не что иное как наш "леший".

Русское "леший" происходит от "лес" и означает "хозяин леса", "дух-хозяин леса", иначе, прибегая к системной, терминологической лексике, называет "лесное божество", "бог леса". А возьмите корейского "сансина". Сан в нём - "гора", син - "дух". Вместе - "горный дух". Получается абсолютно тождественный "лешему" термин-название! Почему? Да потому, что гора для корейца - то же самое, что для нас лес. Корея сплошь покрыта горами, поэтому для корейца важен не "лес (на горе)", а важна "гора, (покрытая лесом)". Имея в виду поход по ягоды-грибы, по женьшень, просто вылазку на природу, корейцы говорят: "Пойдём на гору (в горы)" (산에 가자). "Пойдём в лес" (숲에 가자) тоже говорят, но у этой фразы другие смыслы, можно сказать, современные. Так или иначе, "гора" в картине мира корейца структурно то же, что "лес" у русского, так что, думаю, моя идея величать корейского горного духа лешим вовсе не лишена смысла...

В специальной литературе также можно встретить употребление слова "демон". Так, например, именуют корейских горных духов автор соответствующего раздела "Описания Кореи" (Санкт-Петербург, 1900). Вот отрывок из первого тома:

Проникновение на Корейский полуостров буддизма, а затем конфуцианства и присвоение сначала одному, а затем другому значения официальной религии должно было повлиять на ослабление шаманизма в Корее; тем не менее последний никогда не терял здесь совершенно значения народной религии. Ни буддизм, ни тем более конфуцианство, которые представляли собой первоначально не что иное, как учения этическо-философского характера, не сумели заменить народу его первобытной религии, но, напротив, приноравливаясь к местным условиям, заимствовали у нее много понятий и воззрений. <...>

Наряду с почитанием неба корейцы одухотворяют видимую природу, населяя все ее предметы бесчисленными духами или демонами, так что корейский шаманизм носит характер скорее пандемонизма. Эти демоны, по верованиям корейцев, наполняют землю, воздух и море. Они живут под каждым тенистым деревом, в каждом темном овраге, прозрачном ручье и горном ущелье. Они находятся на каждой крыше, потолке, в очагах и бревнах. Труба, навес, жилые комнаты, кухня полны ими. Они обитают на всякой полке, в каждом кувшине. Все углы корейского жилья подчинены демонам. Они сопровождают корейца во всех стадиях его жизни, и от умилостивления их зависит все его благополучие. Существует основание предполагать, что в доисторические времена для умилостивления этих духов приносились даже человеческие жертвы, но затем грубые и жестокие формы служения им постепенно смягчились. Весьма вероятно, что на такое смягчение и вообще на умеренный характер корейского шаманизма оказало сильное влияние появление в Корее буддизма.<...>

И, наконец, через несколько строк о горных духах (сансин, иначе сансиллён):

Сань-силлион (San-shin-ryosan) - демоны гор. Алтари в честь их Бишоп встречала на всех возвышенностях страны большей частью под большими деревьями. Эти духи считаются хранителями женьшеня и, как таковые, весьма почитаются; они же покровительствуют охотникам за оленями. Изображают этих духов на алтарях в виде пожилого мужа со свирепым взглядом, едущего верхом на тигре. Вокруг помещаются алтари для его гарема, причем женщинам-демонам часто придают тип японок.

Тигр, встречающийся во множестве в центральной и северной Корее, является доверенным слугой этих горных духов. Когда он производит опустошения, народ верит, что это гневается местный дух, и поэтому спешит умилостивить его жертвоприношениями.

Демонов гор, которые считаются очень могущественными, сильно боятся земледельцы и жители нагорных деревень. Находясь на горе для рубки леса или других целей, кореец непременно уделяет духу этой горы первую ложку риса. Эти демоны очень капризны и требовательны и за малейшее к себе пренебрежение мстят виновнику на его семье или на скоте и урожае. Тем не менее видеть во сне духа гор или его представителя, тигра, считается хорошим предзнаменованием. Отшельники оказывают ему особенное почитание в уединенных горных долинах путем омовений и подношений.

Порядок приношения даров следующий.

Совершающий подношение принимает, стоя перед алтарём на коленях, от распорядителя чашу. Тот наливает ему брагу. Далее исполнитель обряда делает рукой с чашей три круговых движения по часовой стрелке, ставит чашу на алтарь, после чего совершает троекратный "большой" поклон. Для этого он поднимается на ноги, затем вновь опускается на колени, ударяется лбом о землю. Отвесив три поклона, берёт с алтаря чашу, делает глоток, а остатком браги угощает духа - разбрызгивает, поливает вокруг себя землю. Мы поливаем свои велосипеды. Если участников обряда несколько, кланяются все, а принимает, выпивает и разбрызгивает брагу один, стоящий в центре.

После этого положено поднести деньги. Денег даём сколько не жаль. Стандартная такса - десять тысяч вон ($10), но некоторые товарищи, желая блеснуть перед товарищами своей щедростью, жертвуют бумажки по 50 тысяч. Деньги подносятся духам, но, в конечном счёте, идут на благо клуба...

19

20

21

22

23

В этом году обряд был дополнен сжиганием бумажек (листков корейской бумаги ханчжи 한지) с написанными на них мольбами о ниспошлении счастья ли, богатства...

24

Сжигание бумажек (по-корейски такие бумажки называют пучжок 부적, "талисманы") характерно не только для приверженцев шаманизма. Такое проделывают и буддисты и, кстати, последователи моей религии. Бог моей религии в бытность свою в человеческом обличье cто лет назад именно так, исписывая письменами и сжигая бумажки, вершил свои со-деяния Неба и Земли. Бумажки положено поджечь, подбросить в воздух и громко сказать, прокричать своё пожелание, дабы дух наверняка услышал тебя. Я написал на своей бумажке: "Прошу спокойствия в семье, её благополучия". И подписался: "Супер Тольгволь".

offering(2)

Наполним-Наши-Души воспользовался обрядом, чтобы вручить примчавшемуся из Тэгу бывшему секретарю памятную благодарственную плату, а также поблагодарить Мина за его старания.

25

26

Комментариев нет:

Отправить комментарий