Просмотры страницы за последний месяц

пятница, 1 февраля 2013 г.

КОЛЛЕКЦИЯ АВТОПОРТРЕТОВ (ЧАСТЬ 130 - ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ Глава I - РУССКИЕ В УФФИЦИ!)

КОЛЛЕКЦИЯ АВТОПОРТРЕТОВ (ЧАСТЬ 130 - ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ Глава I - РУССКИЕ В УФФИЦИ!): В качестве новогоднего подарка я получил от моего интернетного друга, историка искусств из Рязани ВВВладимирова целую папку репродукций с автопортретами художников из коллекции знаменитой Галереи Уффици. Владимир, еще раз большое спасибо!
Автопортретов из собрания этого флорентийского музея в моем дневнике немало. Вот и решил как-то систематизировать свою коллекцию, а заодно пополнить новыми галереями рубрику «Автопортрет». Начну, конечно, с «наших»! Но для начала небольшой «ликбез», хотя Уффици, конечно, заслуживает отдельного поста.



Галерея Уффици – один из старейших музеев не только Флоренции, но и Италии. В нем хранится шикарная коллекция произведений искусства XIII-XX веков. В июле 1559 года правитель Флоренции Козимо I Медичи решил построить в городе новое административное здание, в котором должны были располагаться все административные, канцелярские службы города. Поэтому здание и получило название «Уффици», что с итальянского переводится, как «офисы». Для воплощения грандиозного проекта были снесены жилые кварталы, а обломки домов использовали в качестве строительного материала. Для реализации проекта был приглашен Джорджо Вазари, который начал работу в 1560 году. Однако в 1574 году Вазари умер, и заканчивал строительство уже его преемник, Бернардо Буонталенти. Сам Козимо I тоже так и не увидел свой проект завершенным – здание строили больше 20 лет. К тому времени забылось об идее «офисного центра», и в здании поселилась семья Медичи, члены которой и начали собирать произведения искусства. В 1737 году последняя представительница рода Медичи, Анна-Мария Луиза вышла замуж за французского короля и покинула Флоренцию. Коллекцию картин и скульптур она подарила городу, как я понимаю, вместе с дворцом. С 1575 года в здании Уффици началось формирование музея, основу которого составила семейная коллекция Медичи. Вскоре дворец был превращен в публичный музей, площадь которого занимает 8 тысяч квадратных метров.




Кроме шедевров мастеров Возрождения и других знаменитых живописцев со всего мира, Уффици знаменита своей коллекцией автопортретов, которая находится в так называемом «Коридоре Вазари» и насчитывает около 1500 картин. Конечно же, бОльшая часть их находится в запасниках, поскольку невозможно экспонировать всю коллекцию в небольшом по площади коридоре, длина которого 750 метров.



Начало собранию коллекции автопортретов положил в XVII веке кардинал Леопольдо Медичи. Являясь любителем искусства и меценатом, он купил для музея большую коллекцию автопортретов старых мастеров, хранившихся в римской Академии Святого Луки. В одной из статей об Уффици я прочел, что кардинал задумал эту коллекцию, чтобы создать своеобразную «Доску почета передовиков творческого производства».



В течение нескольких веков коллекция постоянно пополняется. Основным источником обновления коллекции были, конечно же, сами художники. Иногда руководство Уффици через Флорентийскую Академию художеств делало им заказ – написать свой автопортрет для галереи. Уже получить такой заказ для художника было почетно. Но чаще сами художники преподносили свои автопортреты в дар музею, понимая, что попасть в коллекцию Уффици очень престижно. Поэтому-то историки и искусствоведы считают, что наравне с работами, действительно, великих живописцев, в коллекции есть и автопортреты незнакомых и забытых имен, которые являются ничем не примечательными художниками.
Очень радостно, что среди корифеев живописи в Коридоре Вазари есть и русские имена. Правда, оговорюсь, что, на мой взгляд их могло быть и больше!
В начале XIX века Флорентийская Академия впервые обратила внимание на русских художников, которые в то время приезжали пенсионерами от Санкт-Петербургской Академии на «практику» в Италию. В 1819 году Академия впервые заказала автопортрет для собрания Уффици русскому живописцу, и вскоре Коридор Вазари украсил автопортрет Ореста Кипренского.



Орест Кипренский Автопортрет. 1820 г. Галерея Уффици, Флоренция

Русский живописец-портретист, бывший крепостной Орест Адамович Кипренский (24 марта 1782 - 17 октября 1836) окончил Петербургскую Академию художеств и с 1816 года (с перерывом в шесть лет) и до самой смерти жил в Италии. А. Н. Андреев в 1857 году в своей книге «Живопись и живописцы главнейших европейских школ» писал, что «в Италии его называли «Русским Вандиком» (искаженное от ван Дейка – примечание мое). Поэтому вполне логично, что галерея заказала портрет художнику, считавшемуся одним из самых лучших портретистов России, профессору Петербургской Императорской Академии художеств и, кроме того, ставшему членом Неаполитанской Академии художеств.

Спустя 12 лет, в 1831 году, Академия заказала автопортрет для Уффици современнику Кипренского, живописцу-монументалисту и портретисту, яркому представителю академизма Карлу Брюллову. Историки не понимают, по какой причине художник начал выполнять заказ, но потом охладел к работе, и портрет не окончил. В результате до конца жизни он хранился у Брюллова, а после его смерти попал не в Уффици (если помните, художник умер и был похоронен в Италии), а вернулся в Россию. Сегодня этот автопортрет находится в коллекции петербургского Русского музея.



Карл Брюллов Автопортрет. 1833 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств Карл Павлович Брюллов (12 декабря 1799, Санкт-Петербург - 11 июня 1852, Манциана, Италия) родился в семье академика, резчика по дереву и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (1760-1833). С 1809 по 1821 год занимался в Академии художеств в Петербурге, в 1822 году на средства Общества поощрения художников отправился в Италию, где с 1827 по 1833 год писал свой знаменитый шедевр «Последний день Помпеи» (может причина охлаждения к автопортрету кроется в увлеченной работе именно над этой картиной).
В 1836 году художник вернулся в Россию и до 1849 года жил и работал в Петербурге. В 1849 году с пошатнувшимся здоровьем Брюллов едет лечиться на остров Мадейру, в 1850 году возвращается в Италию, где спустя два года умирает в местечке Манциана под Римом.

Так что автопортрет Брюллова, как бы, не в счет.
Автопортрет следующего русского живописца появился в Уффици в 1874 году. Для галереи написал свой автопортрет Иван Айвазовский, марины которого уже были известны во всем мире. Историки пишут, что в том 1874 году выставка картин Айвазовского проходила во Флоренции. Она прошла с таким грандиозным успехом, что Флорентийская Академия художеств предложила маринисту написать свой портрет для помещения в галерее Уффици. Таким образом, Айвазовский стал вторым русским художником, который удостоился такой чести.



Иван Айвазовский Автопортрет. 1874 г. Галерея Уффици, Флоренция

Известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер и меценат Иван Константинович Айвазовский (17 (29) июля 1817 года — 19 апреля (2 мая) 1900 года), чье настоящее имя - Ованес Айвазян, родился в семье феодосийского купца Константина (Геворга) Айвазовского, среди предков которого были турки, спасенные русскими войсками при взятии Азова в 1696 году. В детстве учился у архитектора Якова Коха. После окончания уездного училища, был принят на казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, где учился у пейзажиста-француза Филиппа Таннера и профессора батальной живописи Александра Зауэрвейда. 23 сентября 1839 года получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. С июля 1840 года Айвазовский в течение четырех лет путешествовал по Европе. Он побывал в Риме, Венеции и Флоренции, долгое время работал в южной Италии, в в Сорренто, написал картину для Папы Григория XVI, который наградил художника Золотой медалью. С начала 1842 года Айвазовский посетил Швейцарию, Голландию, Англию, затем посетил Париж, где получил Золотую медаль Парижской Академии художеств, Португалию и Испанию. Осенью 1844 года вернулся в Россию, стал живописцем Главного морского штаба, а с 1847 - профессором Петербургской Академии художеств. Карьера художника была очень успешной, он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала, состоял членом Академий художеств Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. В общей сложности Айвазовский написал больше 6 тысяч работ. С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл Школу искусств и открыл галерею (1880). Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет. Художник И.Н. Крамской написал о художнике: «...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае, и не только у нас, а в истории искусства вообще...»

В некоторых российских источниках о Галерее указано, что в коллекции Уффици есть автопортрет Ильи Репина. Увы, этот факт не подтверждается ни сайтом галереи, ни в одной биографии художника. Думаю, эта ошибочная версия возникла из-за этой картины.



Илья Репин Автопортрет. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея

Репин вообще был за границей дважды. Первый раз в 1872 году, получив Большую золотую медаль в Академии художеств и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции. Репин побывал в Париже и Риме, но вернулся домой на два года раньше - летом 1876 года. В 1887 году художник совершил поездку по Германии и Италии. Он побывал во Флоренции, где и был написан данный автопортрет, на холсте видна надпись «Флоренция». Возможно, она и ввела в заблуждение людей, написавших о том, что автопортрет находится в Уффици. Ведь практически везде указано, что эта картина находится в коллекции Третьяковской галереи в Москве.

Получается, что третьим русским живописцем, реально появившимся в Коридоре Вазари, стал в 1912 году Борис Кустодиев, тоже получивший приглашение написать портрет для Уффици.



Борис Кустодиев Автопортрет. 1912 г. Галерея Уффици, Флоренция

«Певец» купеческого быта, талантливый портретист, книжный иллюстратор и сценограф Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань - 26 мая 1927, Ленинград) родился в семье преподавателя духовной семинарии. Потеряв отца в два года, юноша учился в церковноприходской школе, потом в гимназии, с 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова. С 1896 году учился в Петербургской Академии художеств в мастерской И. Е. Репина. 31 октября 1903 года оканчивает Академию с Золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Художник за полгода побывал во Франции, Германии, Италии и Испании, затем вернулся в Россию и следующие полгода работал в Костромской губернии. В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников», с 1907 года - член Союза русских художников, в 1909 году по рекомендации Репина избран членом Академии художеств. В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки туберкулёза позвоночника, после нескольких операций, принесших лишь временное облегчение, последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу.

Дальнейшее приобретение галереей автопортретов русских художников (со второй половины ХХ века) связано, за одним исключением, с именами живописцев, которые эмигрировали из России. Тем не менее, они русские по происхождению, поэтому могут войти в мой список.

Например, Алексей Владимирович Исупов (10 (22) марта 1889, Вятка - 17 июля 1957, Рим), который известен в Италии, как Алессио Иссупофф (Alessio Issupoff). Ученик Коровина и Серова, Архипова и Васнецова, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в течение долгого времени жил в Самарканде, а последние 30 лет жизни (с февраля 1925 года), художник провел в Италии, где и умер. В годы второй мировой войны (1943 - 1945) Исупов принимал деятельное участие в движении итальянского Сопротивления - в доме художника временами скрывались бежавшие из плена солдаты Красной Армии. Когда Италия освободилась от фашистов, Исупов организовал в Риме выставку «Искусство против варварства», на которой показал картины, посвященные Сопротивлению. Опять же, очень обидно, что в интернете не представлены работы этой тематики. Итальянские искусствоведы полагают, что помощь итальянскому Сопротивлению стала одним из мотивов решения руководства галереи Уффици приобрести автопортрет художника.
К сожалению, нигде не встретил, какой из автопортретов Исупова попал в коллекцию Уффици, но, предполагаю, что это один из известных автопортретов, написанный в годы войны, где художник изобразил себя со своей любимой собакой Ватрушкой.



Алексей Исупов Автопортрет с собакой Ватрушкой. 1942 г.

В 1960-х годах в Уффици попал автопортрет Марка Шагала. Считается, что художник сам подарил автопортрет галерее, только ради того, чтобы его картина висела в знаменитом Коридоре Вазари.



Marc Chagall Self-Portrait. 1959-68 гг. Galleria degli Uffizi, Florence

Один из известных представителей художественного авангарда XX века, российский и французский художник еврейского происхождения Марк Захарович Шагал (6 июля 1887, Витебск - 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) – урождённый Мойше Хацкелевич Шагалов – с 1906 года учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна. Затем переехал в Петербург, где в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих, а в 1909-1911 годах продолжил занятия у Леона Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. В 1911 году Шагал получил стипендию и уехал в Париж, где продолжил учиться. После революции художника назначают уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии, в этой должности 28 января 1919 года Шагал открывает Витебское художественное училище. В 1920 году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса работает в Московском Еврейском камерном театре под руководством Алексея Грановского. В 1922 году вместе с семьей художник уезжает в Литву, где в Каунасе проходит его выставка, а затем в Германию. Осенью 1923 года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж, в 1937 году художник получает французское гражданство. В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке приглашает художника переселиться из контролируемой фашистами Франции в США, летом 1941 года семья Шагала приезжает в Нью-Йорк. В сентябре 1944 года умирает жена и муза художника Белла, в 1947 году Шагал возвращается во Францию. В 1977 году Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста Почётного легиона, в этом же году выставка работ художника, приуроченная к 90-летию, прошла в Лувре, вопреки всем правилам, в музее были выставлены работы живущего автора. Скончался художник 28 марта 1985 года на 98-м году жизни.

Идем дальше. В 1983 году в Галерее Уффици появился портрет российского, советского живописца Виктора Иванова. Ивановых у нас и в живописи, простите, «как собак нерезаных». Поэтому с третьей попытки нашел именно того Иванова, чью картину приобрела галерея.
Народный художник СССР, действительный член Академии художеств (с 1988) и Петровской Академии наук и искусств, лауреат Государственной премии СССР (1968), Государственной премии РСФСР им. И. Репина (1989) и Государственной премии Российской Федерации (1996), лауреат международной премии им. М.А. Шолохова Виктор Иванович Иванов (род. 2 августа 1924, Москва) в 1944 году окончил Московскую среднюю художественную школу, а в 1950 году — Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. С 1951 года - член Союза художников СССР, 1968 году Иванову присвоено звание заслуженного художника РСФСР, а в 1990 году - народного художник СССР. Все искусство Виктора Иванова посвящено рязанской земле, в 2004 году в Рязани был открыт музей работ художника.
Известно, что Виктор Иванов - автор многочисленных жанровых картин из деревенской жизни. Как пишут искусствоведы, «ярко выраженная социальная позиция, собственная тема в искусстве и масштабность затрагиваемых художником проблем, характерная творческая манера ставят имя Виктора Иванова в один ряд с крупнейшими мастерами ХХ века». Впрочем, признаюсь, что подобная характеристика подойдет к десятку художников советского периода. Поэтому мне лично непонятно, почему Галерея Уффици решила в 1983 году приобрести автопортрет художника, написанный более десятка лет назад. А вот и сама картина.



Виктор Иванов Автопортрет с дочерью. 1972 г. Галерея Уффици, Флоренция

И последнее приобретение галереи - работа живущего в Париже русского художника Бориса Заборова. В 2008 году была куплена картина Заборова «Автопортрете с моделью».
Впрочем, сразу оговорюсь, что некоторые источники считают Заборова белорусским художником, поскольку родом он из Белоруссии, а эмигрировал из СССР, которого уже давно нет. Тем не менее, Борис Абрамович Заборов родился 16 октября 1935 года в Минске в семье художника Абрама Борисовича Заборова. С 1949 по 1954 год учился в художественном училище в Минске, затем продолжил обучение в Институте им. Репина (Академия художеств) в Ленинграде (1955-1958) и в Институт им. Сурикова в Москве (1958-1961). С 1962 по 1980 год являлся членом Союза художников СССР, с 1980 года живет и работает в Париже.



Борис Заборов Автопортрет с моделью.

Картина Заборова «Автопортрет с моделью» имеет размеры 2 метра в ширину и метр в высоту, на картине изображен художник, отраженный в зеркале, и фигура обнаженной девушки. Как считают искусствоведы, это вариация на тему «Художник и Муза». Увы, репродукции лучшего качества и размера не нашел.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

3 комментария:

  1. Спасибо за информацию о галерее Уффици и отдельное спасибо за рубрику "Автопортрет".

    ОтветитьУдалить
  2. Хочу внести уточнения, которые касаются И.Е.Репина. Художник неоднократно бывал за границей. Впервые он покинул Россию в 1873 году. После получения Большой золотой медали Академия художеств направила Репина в пенсионерскую поездку во Францию. Сначала он посетил Всемирную выставку в Вене, несколько месяцев прожил в Италии, затем отправился в Париж. В мае 1875 года на неделю уехал в Лондон. Эта поездка была незабываемой. Именно там Илья Ефимович впервые прокатился на "метро" - подземной железной дороге, проложенной в туннеле под Темзой. В 1883 году Репин за границу поехал вместе со своим другом В.В.Стасовым. За три сеанса в Дрездене был написан великолепный портрет знаменитого критика. Выезжал за рубеж художник и в 1887 г., и в 1889 г. А в 1893 году отправился в путешествие вместе с сыном Юрием. Всю зиму и весну 1894 года провёл в Италии. В 1900 году был приглашён в качестве члена жюри на Всемирную выставку в Париж. В 1905 году поехал в Италию вместе со своей гражданской женой Н.Б.Нордман-Северовой, когда та нуждалась в лечении. В 1911 году посетил Всемирную выставку в Риме, где должна была экспонироваться картина его сына "Пётр I перед началом Полтавской битвы". В 1914 году Репин прощался с Италией уже навсегда, когда побывал на могиле своей жены, похороненной в Локарно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Но, вся заслуга в освещении русских в Уффици принадлежит Парашутову. Моя лишь в том, что перепостил материал, который меня покорил.

      Удалить