Георгий Толорая
Д.э.н., руководитель Центра стратегии России в Азии
Института экономики РАН, профессор МГИМО МИД РФ,
эксперт РСМД
Д.э.н., руководитель Центра стратегии России в Азии
Института экономики РАН, профессор МГИМО МИД РФ,
эксперт РСМД
Объявление в октябре 2015 г. (вскоре после пышно отмеченного 70-летнего юбилея основания правящей в КНДР Трудовой партии Кореи) о созыве первого за 36 лет съезда партии вызвало сенсацию. На протяжении нескольких месяцев эксперты состязались в прогнозах и в догадках о том, почему руководство КНДР посчитало нужным возродить традицию партийных съездов: ведь в годы правления отца нынешнего лидера Ким Чен Ира даже пленумы ЦК практически не проводились. А в 2010 г. из устава ТПК было удалено правило о том, что съезд партии должен проходить каждые пять лет. Однако в 2010 и 2012 г состоялись партийные конференции, которые насущные вопросы вроде бы решили. Тем большим был ажиотаж по поводу того, чего же ждать от столь «эпохального события».
Ясно было с самого начала, что съезд призван символизировать наступление «эры Ким Чен Ына». Но некоторые специалисты (и автор в том числе) надеялись, что съезд послужит поводом для выработки нового социально-экономического курса КНДР с большим акцентом на рыночные механизмы. Ведь в реальности они сложились, но не легализованы; в «сером секторе» создается не менее половины ВНП КНДР. Кто-то даже предрекал, что съезд станет поворотным пунктом в современной истории КНДР — что на нем будет утверждена наподобие Дэн Сяопиновской линии в «строительстве социализма нашего образца». Оптимистов, которые считали, что КНДР вовсе забудет про слово «социализм», как это произошло с термином «марксизм-ленинизм», впрочем, было немного. Надеялись и на «мирные инициативы» вслед за традиционным «весенним обострением» на Корейском полуострове по поводу регулярных американо-южнокорейских маневров. Многие ожидали крупных кадровых перемен, ухода на покой целого ряда руководителей, которые начинали еще с Ким Ир Сеном (многим за 90) и выхода на политическую арену лидеров поколения Ким Чен Ына».
То, что происходило на протяжении четырех майских дней в Дворце культуры 25 апреля в Пхеньяне, оптимистов разочаровало. Действительность оказалась куда более прозаичной. Кратко говоря, съезд подтвердил незыблемость системы и отсутствие намерений что-то реформировать. Во всяком случае, публично такие намерения признать. Побочный результат — возможность провести трудовую мобилизацию в рамках «70-дневного боя» навстречу съезду. По сути, высший орган ТПК стал «съездом одного человека» — «победителя» Ким Чен Ына. Главная, если не единственная, цель помпезного мероприятия (на него съехались почти 5 тыс человек — делегатов и наблюдателей) — подвести черту под процессом консолидации власти Ким Чен Ына и воздать ему почести как лидеру нации «в своем праве», а не просто по праву престолонаследия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий