Киреева Л.И. Статьи по искусству Кореи: сборник избранных статей и заметок. - Магнитогорск: МаГУ, 2006. - 204 с.
Тушь, пропитывая кисть, должна наделять ее душой; кисть, используя тушь, должна одарять ей духовностью
Ши-тао. Беседы о живописи.
Всё создаётся кистью.
Слово о живописи из Сада
с горчичное зерно
Многое, о чём пойдёт речь ниже, проясняет следующий достаточно большой фрагмент из средневековой корейской "Повести о том, что приключилось однажды с зайцем" (в переводе М. И. Никитиной):
"...Принесены ЧЕТЫРЕ СОКРОВИЩА КАБИНЕТА УЧЕНОГО. Взгляните на тушечницы! Тут и тушечница из черепахи,.. и тушечница в виде дракона из начпхоского лазурного камня, тушечница Махаяны, тушечница цвета алого персика. А вот лучшие сорта туши: "тушь певцов ветра и луны", "тушь лотосового зала", тушь "шоуянская слива", тушь "отрыжка дракона".
А кисти! Кисть из шерсти ласки, из овечьей шерсти кисть стилиста Цзян Яна для литературных трудов, кисть историографа Бань Гу для исторических хроник, кисть, которой пишут иероглифы для печатей, колонковая кисть.
А сколько сортов бумаги! Бумага "белый хлопок", "снежный цветок", толстая и плотная бумага, чанчжоуская бумага "бамбук зеленеет", бумага из Сунчана "веер", бумага для писем из Чхонпхуна, китайская в свитках, из Чолладо в свитках, бумага для стихов и писем, бумага для книг и карт, "яшмовая дощечка для письма", бумага Сюэ Тао. И всё это разложено вокруг.
А как хороши краски различных сортов! Вот малиновая из сафлора, вот китайские - красная и молочно-зелёная, а вот бледно-зелёная, темно-зелёная, ярко-зелёная, изумрудно-зелёная, краски из камня "петушиный гребень", апельсиновая и жёлтая. А вот и киноварь! А тут порошок цвета персика, порошок, разведённый в воде, листы золота и серебра, ивовый уголь".
Комментариев нет:
Отправить комментарий