Эмоции или разум? Выплёскивать или контролировать? Величайший интеллектуал 19 века Ко Чжонхи считал, что живопись должна источать «книжный аромат», говоря простым языком, цель художника виделась в выражении высоких моральных принципов, конфуцианской нормы. А конфуцианец, как известно, это примат разума над чувствами и страстями.
Ко Чжонхи воспитал плеяду учеников, одним из них был Чо Хвирен, автор этого свитка длиною в 1 метр. Он следовал заветам учителя, но вот с концепцией о «книжном аромате» никак не мог справиться, учитель его за это резко критиковал. Чо Хвирен не был аристократом, занимался живописью профессионально. В живописи ценил талант и мастерство. И ещё маниакально рисовал цветущую сливу. Картина называется «Кабинет учёного и цветы сливы мэйхуа». Изображён интеллектуал, созерцающий ветку сливы.
Из соседнего Китая в 19 веке завезли моду на такой сюжет, основанный на истории жизни сунского поэта Линь Бу. Поэт 20 лет провёл в уединении, построил домик, разбил сливовый сад и завёл журавлей.
Чосонская элита в 19 веке воспела такой образ жизни. И увлеклась производством изображений сливы. Чо Хвирен окружил себя сливой, в комнате были ширмы, в вазах ветви, в чашках сливовый чай. Картина полна экспрессии. Написана в середине 19 века, скоро придёт конец политике самоизоляции, страну откроют, а дальше жизнь круто изменится. Но пока слива и дискуссии о задачах живописи. Не могу воспринимать картину без исторического контекста. Не все спокойно в чосонском королевстве.
Елена Хохлова
Комментариев нет:
Отправить комментарий