Северокорейские рестораны, работающие за рубежом, представляют собой интересный феномен для понимания значения национальной кухни как инструмента официальной политики культурной идентичности. В условиях, когда КНДР продолжает придерживаться принципов закрытости в своих контактах с внешним миром, подобные рестораны превращаются фактически в единственную площадку, где страна может демонстрировать себя и свою современную культуру широкой международной публике на регулярной основе и, соответственно, транслировать определённые культурные и идеологические установки о себе с помощью языка национальной кулинарии и пищевых традиций. Таким образом, эти рестораны становятся не только местом, где можно попробовать блюда северокорейской кухни, но и в некотором смысле средством публичной дипломатии.
В докладе представлены результаты полевого исследования, проведённого автором в московских северокорейских ресторанах «Корё» и «Рынрадо» в январе-феврале 2016 г. Основная цель исследования заключалась в выяснении, как данные рестораны представляют корейскую кухню, какие внекулинарные смыслы через неё транслируются, а также можно ли считать деятельность подобных ресторанов средством публичной дипломатии.
В докладе делается вывод, что сфера национальной кулинарии является полем, где можно наблюдать пример непрямого (скрытого) межкорейского культурного взаимовлияния несмотря на то, что каждая сторона внешне отстаивает независимость и истинность своего видения национальной кухни. Также выдвигается предположение о том, что КНДР постепенно меняет своё отношение к ресурсу национальной кухни как элементу официальной политики национальной идентичности и средству публичной дипломатии и в последние годы использует его активнее, что было ранее ей нехарактерно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий