Просмотры страницы за последний месяц

суббота, 19 января 2013 г.

О поколениях, канувших в Лету

О поколениях, канувших в Лету:
Т. М. Симбирцева   
Впервые имя Янковских я услышала еще в 70-х годах, когда была студенткой Института стран Азии и Африки. Потом, регулярно приезжая во Владивосток, я всякий раз удивлялась тому, насколько известна и почитаема среди влюбленной в свой край местной интеллигенции эта покинувшая родину уже 80 лет назад семья талантливых предпринимателей, много сделавших для его развития и процветания.
В 2000 г. на конференции во Владивостокском государственном университете я вновь услышала о Янковских, но уже как о хранителях православной веры в годы эмиграции в Корее в 1922-1945 гг. (в то время я писала работу по истории православия в Корее). Тогда же узнала, что один из Янковских - Валерий Юрьевич - живет во Владимире и готовит к выпуску книгу мемуаров и поняла, что у меня появилась возможность уточнить детали давних событий у их очевидца и непосредственного участника. Кто-то из участников конференции сообщил мне адрес. Я написала письмо, приложила свои статьи, список вопросов. Ответ пришел незамедлительно - четкий и детальный, несмотря на то, что писал человек 1912 года рождения. Так я заочно познакомилась с представителем знаменитой на Дальнем Востоке фамилии. А вскоре прочитала его интереснейшие мемуары, которые автор прислал мне с дарственной надписью.
История Янковских неразрывно связана с историей освоения и изучения российского Приморья. Здесь и сегодня сохраняется память об их делах: в музейных экспозициях, записках краеведов, местных преданиях, географических названиях, наименованиях нескольких видов бабочек и птиц, археологической культуры. Янковские первыми в крае создали женьшеневые плантации, стали разводить лошадей и оленей.
Недалеко от Владивостока, на полуострове Сидеми, где когда-то находилось хозяйство Янковских, в 1991 г. был открыт памятник родоначальнику фамилии Михаилу Ивановичу Янковскому. На постаменте надпись: «Он был дворянином в Польше, каторжником в Сибири, нашел приют и славу в Уссурийском крае. Содеянное им - пример будущим хозяевам земли». М.И. Янковский принадлежал к древнему польскому роду, на гербе которого на голубом фоне были изображены щит и короткий меч - по-старопольски novina. Именно так - «Новина» - его сын Юрий впоследствии назвал свое поместье в Корее.
Михаил Иванович был сослан в Сибирь за участие в польском восстании 1863 г., пять лет спустя освобожден по амнистии и отпущен на вольное поселение в пределах Восточной Сибири без права возвращения в Европу. Участвовал в обследовании бассейна Амура по заказу Императорского Русского географического общества в Иркутске, работал управляющим золотым прииском на о. Аскольд в 50 км от Владивостока. В 1878 г. арендовал необитаемый полуостров на западном берегу Амурского залива, который в настоящее время на морских картах именуется полуостровом Янковского. Это было идеальное место для реализации заветной мечты - вырастить уникальную породу дальневосточной лошади, более рослой и выносливой, чем маньчжурские и корейские. На своем полуострове Янковский завел коров, овец, свиней, птицу, построил неприступный дом-крепость. Так была создана образцовая ферма, уникальная на Дальнем Востоке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий