Восхитительное открытие
Сегодня, 9 февраля, по запросу друга посетил Государственный музей литературы имени Алишера Навои. Первое, оказалось, что сегодня день рождения гениального поэта и мыслителя. Второе, нашел и увидел, что искал. И, третье, сделал восхитительное открытие, об этом и хочу поделиться с читателями.
На втором этаже музея есть зал, посвященный вершине творчества Навои, знаменитой «Хамсе» («пятерице»), сборника из пяти поэм, основанных на народном эпосе. Зал, по левой стороне, расписан выдающимся узбекским художником Чингисом Ахмаровым, иллюстрирующий «пятерицу», а по фронту, на всю стену, висит золотошвейный бухарский ковер с портретом Навои и его героев из «пятерицы». Ковер — выдающаяся работа узбекских мастеров, это очевидно. При виде ковра человек приходит в восхищение, им овладевает восторг. При ближнем рассмотрении, когда прочитал кто автор произведения, мной овладело еще и чувство национальной гордости — автором значился В. Н. Нам.
Римма Варшавовна Еремян, искусствовед, исследовательница творчества корейских художников Узбекистана, когда задавалась вопросом, когда она начала изучать корейских художников пишет: «Не сразу возникло желание выявить типические черты корейских художников и обобщить их. Может быть, стремление пришло от Н.В. Нама, когда он, скульптор и керамист, обратился к вышивке, неистово исследуя орнаменты Узбекистана. На его полотнищах взошли солярные круги и павлины, редкостные цветы; казалось, что человек дважды встречает восход: в координатах Узбекистана и памятью — своей далекой родины«.
Творчество Николая Васильевича Нама (1932 г. р.) мне (с подачи статьи Еремян Р. В.) еще было знакомо по двум сюзане машинной вышивки Музея прикладного искусства Узбекистана. Но сегодняшнее открытие меня восхитило.
Комментариев нет:
Отправить комментарий