Андрей Ланьков: На саммите АТЭС не была представлена одна важная тихоокеанская
страна – Северная Корея. Участие даже в такой рыхлой международной
организации казалось северокорейскому руководству слишком большой
степенью открытости внешнем миру. Но всё может измениться. Поступающие с
конца июня из Северной Кореи новости заставляют подозревать, что в
стране наконец начинаются серьезные перемены. Во-первых, предприятиям
разрешено оставлять в своем распоряжении 70% прибыли, во-вторых, в
деревне вводится принцип семейной ответственности (а это уже не колхоз),
в-третьих, появились признаки ослабления цензурного контроля в
искусстве. Представляется, что Ким Чен Ын (и его окружение) всерьез хотят изменить положение вещей в Северной Корее.
Конечная цель Ким Чен Ына и его окружения очевидна – они стремятся
превратить Северную Корею в «диктатуру развития» китайского или
вьетнамского образца. В таком обществе авторитарные политические
институты будут сосуществовать с жестко-капиталистической рыночной
экономикой, а идеология будет представлять собой смесь остаточной (и
крайне лицемерной) социалистической риторики с национализмом.
В целом, Ким Чен Ыну и иным пхеньянским реформаторам можно только
пожелать удачи: жизнь корейского народа при таком режиме будет
существенно лучше. Страна останется диктатурой, но уровень личных свобод
северокорейцев заметно возрастет (хотя голосовать они будут по-прежнему
единогласно и в едином порыве). Кроме того, опыт Китая и Вьетнама
показал, что установление такого режима создаст условия для
экономического роста, результатом которого станет резкое повышения
уровня жизни северокорейцев. В выигрыше окажется и внешний мир: проводя
реформы, КНДР, скорее всего, будет держать ядерный порох сухим и
сохранит ядерное оружие, но вести себя на международной арене будет куда
сдержаннее.
Сейчас реформы в Северной Корее только начались и на данном этапе
могут быть остановлены росчерком высочайшего пера. Ким Чен Ын может сам
изменить отношение к реформам или стать жертвой интриг консерваторов.
Впрочем, вероятность такого поворота событий не очень велика.
Главная проблема в другом: описанный выше результат – возникновение
стабильной и экономически успешной «диктатуры развития» в Северной
Корее – не слишком вероятен. Покойный Ким Чен Ир не проводил реформ,
потому что понимал: в разделенной стране, при огромном экономическом
разрыве между Севером и Югом, реформы являются дестабилизирующим
фактором.
В условиях Северной Кореи реформы с гораздо большей вероятностью
могут кончиться восточногерманским политическим коллапсом, а не
китайским экономическим бумом. Само существование успешной,
привлекательной и одноплеменной Южной Кореи делает потенциальную
диктатуру развития в Северной Корее крайне нестабильной. Распространение
информации о сказочном (по северокорейским меркам) процветании Юга, в
сочетании с неизбежным ослаблением политического контроля может создать в
стране революционную ситуацию. Ким Чен Ын, кажется, не разделяет
опасений покойного отца и готов рисковать, но это не значит, что
покойный Ким Чен Ир был неправ, когда считал, что реформы опасны для
стабильности в стране.
Внешний мир должен приветствовать северокорейские реформы (а вдруг
получится?), но в то же время быть готовым к неприятностям. Начало
реформ означает, что Северная Корея вступает в период потенциальной
нестабильности. При этом кризис, скорее всего, начнется внезапно –
революции вообще имеют свойство случаться внезапно.
Если усилия реформаторов спровоцируют кризис, события на Корейском
полуострове и вокруг него могут принять достаточно опасный поворот.
Северная Корея – не Сомали, речь идет о нестабильности в стране, которая
обладает ядерным оружием и находится в одном из самых динамичных и
густонаселенных регионов нашей планеты. Например, падение нынешнего
режима в Северной Корее может спровоцировать конфронтацию между США и
Китаем. Нестабильность в Северной Корее может также увеличить
вероятность распространения ядерного оружия. Неизбежным результатом
кризиса станет появление большого количества беженцев. Наконец,
восстановление северокорейской экономики – вне зависимости от
результатов кризиса – задача крайне сложная и исключительно
дорогостоящая.
Комментариев нет:
Отправить комментарий