Георгий Толорая –
исполнительный директор Национального комитета
по исследованию БРИКС,
директор Центра азиатской стратегии России
Института экономики РАН
исполнительный директор Национального комитета
по исследованию БРИКС,
директор Центра азиатской стратегии России
Института экономики РАН
Апокалиптические опасения неизбежной войны на Корейском полуострове, звучавшие в конце прошлого года, сегодня, накануне первого американо-северокорейского саммита сменились радужными настроениями и ожиданиями прорыва в мирном урегулировании в Корее. Есть большой соблазн поддаться этому настрою, «колебаться вместе с линией партии», но меня тот чрезмерный оптимизм, который сегодня характерен для дискурса по корейскому вопросу, настораживает. В 2017 г., когда царил чрезмерный негативизм, что вот-вот разразится война, я неизменно подчеркивал, что стороны блефуют, набивают цену для того, дабы начать серьезные торги. И Ким Чен Ын в этой игре побеждает, потому что у него на руках появилась козырная карта – работоспособные (пусть пока не готовые для боевого использования с ядерными боеголовками) межконтинентальные баллистические ракеты, способные достичь американских городов.
В Пхеньяне считают, что именно это (ну и фактор «нестандартности» Трампа, а также благоприятная для КНДР смена политического режима в Южной Корее) позволила заставить американцев согласиться на саммит, от чего те уклонялись много лет. А потому сейчас Северная Корея намерена говорить с США с позиции силы, как «равная в стратегическом отношении» держава, как бы смешно это ни звучало. Даже в случае провала переговоров им не станет намного хуже – войны они не боятся, а санкционные инструменты почти исчерпаны, да и в любом случае для режима важнее собственное выживание (которое возможно даже при экономической блокаде), чем благополучие граждан. В КНДР исходят из того, что рано или поздно американцам придётся пойти на уступки, все равно другого пути решения вопроса, кроме переговорного процесса, нет. А в арсенале северокорейцев немало средств, чтобы осложнить жизнь американскому руководству в случае отказа от мирного компромисса.
Шанс нельзя упустить, и это зависит от Соединенных Штатов. Нам пришлось ждать этого 25 лет – с 1994 г., надеюсь, что переговорный процесс удастся и не придется ждать еще 25 лет. Как показали обсуждения в рамках Российско-американского диалога по актуальным проблемам ядерной проблематики 8-9 июня в Москве, американские эксперты тоже это понимают.
Комментариев нет:
Отправить комментарий