Просмотры страницы за последний месяц

воскресенье, 25 апреля 2021 г.

Паки

Паки

Юлия Половко: Когда молодежь нашего центра НАН затеяла фотоконкурс “Одна судьба” об истории коре сарам. Я отнеслась к этому как-то отстраненно. Но семейный альбом полистала. И поняла, что мои бабушки-дедушки – это уже история. Предлагаю Вашему вниманию фото и рассказ, который послала на конкурс.


Паки

Семейная фотография на праздновании «золотой» свадьбы моего дедушки Пак Чан Дина и моей бабушки Елены (Ыгыми). г. Советобад, Андижанская обл., Узбекистан. 1984 год.

Белая пыльная среднеазиатская дорога. По дороге бежит, прижимая к груди ребенка, моя совсем молодая тогда бабушка. Босые ноги сбиты и исколоты в кровь. Но бабушка ничего не чувствует. Она бежит-бежит. Бежит в райцентр, где есть больница…

Моя мама и ее брат дядя Лева — старшие дети в семье. Родились на Дальнем Востоке. С момента переселения и до 1947 года моя бабушка Лена потеряла шестерых детей. Мама рассказывала мне в детстве, как бабушка, надеясь на чудо, хватала в охапку умирающего ребенка и бежала в райцентр. Белая дорога и моя бегущая бабушка…

Элла (самая первая в верхнем ряду) – первый выживший, послевоенный, ребенок. Ее второе имя Геора. Мама рассказывает, что это имя корейского древнего божества. Дал его выжившему ребенку очень старый корейский дедушка, хранитель древних корейских традиций. К Элле все и относились как к божку. Мама вспоминает, что, когда младшая сестренка Юля, родившаяся спустя 3 года, уже топала неокрепшими ножками, держась за юбку старшей сестры, Эллу моя мама все ещё носила на руках. Элла строитель по специальности, строила Андижанскую ГЭС, домом обзавелась неподалеку, в г. Советобад. Ушла из жизни рано. Осталась в узбекской земле. Старшая дочь уже была студенткой, сейчас живет в Москве. Младшая выросла в нашей семье. Эмигрировала в Канаду.

Самая младшая сестра мамы Юля (третья в верхнем ряду) училась в Новосибирском институте связи, вышла замуж за студента из Венгрии, молодая семья распределилась на строительство нефтепровода «Дружба». Затем переехали на родину мужа в Будапешт. Когда, сравнительно недавно, муж проходил лечение в известной клинике в Гейдельберге (Германия), персонал клиники, в которую съезжаются пациенты из самых разных стран, совершенно запутался в версиях происхождения моей тети. Внешность – восточная, с персоналом общается на немецком языке, с мужем – на венгерском, с остальными на английском. Но, увидев у соседа русскую книжку, сразу перешла на русский. Не помню, удалось ли ей показать знания корё мар и узбекского…

Между двумя младшими сестрами – дядя Лева. Старший и единственный брат. С глубокого детства дядя Лева стойко ассоциируется у меня с подарками. Я была первой его племянницей, и он щедро меня одаривал при каждой встрече. Дядя Лева единственный продолжатель земледельческой традиции семьи. «Поднятая целина» – это про дядю Леву. Построить дом и довести бросовую землю до образцового огорода – в этом ему не было равных. В момент переселения ему не исполнилось и полугода. Он много болел, но выжил. Мама рассказывает, что в войну, дядя Лева, несмотря на малый возраст, умел добывать еду. Когда в колхозе падала лошадь, все сбегались с ножами и тарой в надежде отрезать хоть какой-нибудь кусок мяса, маленький дядя Лева проныривал между ног взрослых и возвращался домой с полным тазиком потрохов. У дяди Левы тоже три дочери и один сын.

Рядом с дедушкой – моя мама Валентина. Старшая дочь. Младшие росли у нее на руках. Первая красавица на селе, спортсменка, певунья, «ворошиловский стрелок». Поколение моей мамы и папы – первое, кому разрешили покинуть место переселения. Огромная группа корейской молодежи приехала в Томск получать образование. Мама не поступила в институт и осталась учиться в радиотехникуме. А группа корейских парней в это время бойко сдавала друг за друга экзамены. С непривычки все корейцы казались для томичан на одно лицо. Папа специализировался на физике и математике. Всем сдал на пятерку. К сожалению, немецкий язык за него сдали на 4, и папа не добрал один бал в медицинский институт. Денег возвращаться домой не было, отец перешел дорогу и с теми же экзаменами остался в военном училище. На золотую свадьбу он приехал в чине полковника. Дедушка и бабушка им очень гордились.

Дедушка и бабушка всю жизнь проработали в колхозе. Они, как и многие другие корейские колхозники, умудрились дать образование всем четырем выжившим детям. Передали своим детям огромную способность выживания в инородной среде. Они, как и другие советские корейцы, никогда никого ни в чем не винили, всегда надеялись только на себя и свои силы. И еще… Дедушка и бабушка очень нас всех любили.

***

Источник: Юлия Половко

Мы в Telegram

Комментариев нет:

Отправить комментарий