У ИСТОКОВ “УГОЛЬНОЙ КОЧЕГАРКИ” УЗБЕКИСТАНА
Снимок, который вы сейчас видите, сделан в далекие 50-е прошлого века. На нем изображены бывший шахтер Ким О Хен и его супруга. Они объезжают на лошади обширные владения подсобного хозяйства шахты №9 города Ангрена. Не правда ли, забавный снимок? Кореец на лошади, да еще с женщиной за спиной – да возможно ли такое? Оказывается, возможно. Правда, не от хорошей жизни. Ведь фото имеет свою предысторию.
Известно, что в годы Великой Отечественной войны советских корейцев на фронт не брали – ими пополнялись ряды так называемой Трудовой армии. Вот и Ким О Хен попал в забой ангренской шахты в самом конце войны из колхоза “Красный Восток” вместе с молодыми односельчанами, которые только-только обжились после насильственного переселения в непроходимых камышовых зарослях Нижнечирчикского района Ташкентской области.
На строительстве первых ангренских шахт в военные и послевоенные годы работало немало корейских переселенцев. Они составляли более половины от общего числа рабочих. Их привезли сюда из различных мест Узбекистана, но более всего их было из переселенческих колхозов Ташкентской области: “Новой жизни”, “Восточного партизана”, “Красного Востока” и других. В Ангрене до сих пор помнят пионеров освоения “узбекской угольной кочегарки” братьев Ли – И Сона и Дук Сона, Пак Петра, Тян Хак По, Дон Бен Суна, Пан Чан Пана, Юн Хва Гука, Тян Семена, Хон Федора, Цой Павла и многих-многих других. Худенькие, невысокого роста, в ватниках и стоптанных башмаках, они поначалу производили впечатление ребят робких и нерешительных. Но парни эти были отнюдь не робкого десятка. Судьба вписала в летопись их жизни немало суровых страниц. Из горькой чаши лишений и невзгод все хлебнули с лихвой. Но ребята не сломались, выдюжили и вписали свою славную страницу в историю диаспоры.
Старожилы города, а ушли они в мир иной почти все в 70-е, 80-е прошлого века, рассказывали, скольких людей они потеряли из-за различных аварий. Это и понятно: ведь почти все делалось вручную – кирка, лопата, вагонетки на человеческой или, в лучшем случае, лошадиной тяге, работа до седьмого пота, часто по две смены подряд и никакой техники безопасности. Мало кто за долгие годы подземного труда не получал здесь травм.
Одним из тех, кто получил тяжелое увечье, был и Ким О Хен. Он проработал в забое шахты №9 крепильщиком всего год с небольшим. Сорвавшаяся вагонетка с углем, набирая скорость, едва не унесла его жизнь. О Хен успел отскочить в сторону, но поскользнулся и упал, оставив на рельсах два пальца правой руки. Вагонетка травмировала ступни обеих ног, повредила тазобедренный сустав. После длительного лечения он стал калекой, ему дали инвалидность. В свои 35 еще относительно молодой шахтер остался не у дел, а дома жена, пятеро детей, как их прокормить? Шахтное начальство пошло навстречу – прикрепили чету Кимов присматривать за подсобным хозяйством угольного предприятия. Свиноферма, огромный фруктовый сад, скотобойня, пашня под люцерну и кормовые злаки – за всем этим нужен был догляд. А чтобы легче было присматривать за хозяйством семье выделили лошадь…
Ким О Хен был последним из числа бывших шахтеров, кто покинул этот бренный мир. Ему исполнилось почти 90. До самой смерти он жил в Ангрене, пережив свою супругу почти на десять лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий