Зоя Цой на сцене консерватории, - сдает экзамен (12.10.2009 г). В репертуар концерта были включены песни разных жанров. Были корейские песни и, конечно же, была представлена узбекская эстрада, причем, в некоем своем развитии от озорных (наманганские яблоки) до серьезного - джазового исполнения узбекской песни, звучали песни на английском, но, особо отметил бы попурри из песен французкой эстрады.
Заключение из реферата ассистента-стажера кафедры эстрадного пения Государственной консерватории Узбекистана Цой З. Н. "Корейская песня в Узбекистане":
На
протяжении всей своей истории человечество накапливает духовное
богатство, неповторимые ценности. Их создают люди искусства, чьи имена
связаны со становлением мировой культуры, в том числе и музыкальной.
Главная задача человечества - не
просто сохранить культуру, а ее пропагандировать, приобщать каждое
новое поколение к тому, что сумело создать человечество, дать
возможность людям уметь наслаждаться красотой, ибо культура и искусство
несут в себе именно это важное качество - гармонию и красоту.
За годы
независимости нашей страны во всех областях произошли большие позитивные
перемены. Это напрямую отразилось и на области музыкального искусства.
Открыто величественное здание Государственной консерватории Узбекистана,
единственное на всей территории Средней Азии, принимающее в свои
объятия самых одаренных музыкантов. Воспитывая наше молодое поколение на
лучших образцах культуры и искусства, мы создаем прочную основу для
процветания здорового и просвещенного общества. Уже который год
проводятся конкурсы детского народного творчества, выявляя самых
талантливых ребят по всей стране и давая им возможность двигаться
дальше. Сколько воспитанников специальных музыкальных школ стали
лауреатами международных конкурсов. Гранты, стипендии для одаренной
молодежи, всевозможные конкурсы и фестивали республиканского и
международного значения в последнее время стали уже привычным делом.
Грандиозный и, по своей направленности почти уникальный,
конкурс-фестиваль «Шарк тароналари» (в последнем приняло участие более
60 стран) - яркий тому пример. В рамках этого фестиваля мы имеем
возможность познакомиться с традиционной музыкальной культурой многих
стран прямо здесь, не выезжая за пределы Узбекистана.
Прежде, чем
высказать свой взгляд на перспективу корейской песни в Узбекистане, мне
хотелось бы затронуть одну немаловажную и определяющую сторону жизни
корейцев постсоветского пространства. Исторически сложилось так, что
корейцы по тем или иным причинам покинули родину предков и оказались за
ее пределами.
Корейская песня
в Узбекистане - это, на мой взгляд, собирательный термин, ибо условия
жизни, сам быт и менталитет корейского народа стали иными в сравнении с
коренными жителями Кореи. Не имея постоянной культурной связи с
исторической родиной, не располагая литературой, из которой можно было
бы почерпнуть знания о трансформации корейской культуры, без того
скудные знания о многих сторонах культурного наследия забываются,
искажаются или вовсе исчезают, остаются лишь осколки традиций, обычаев,
обрядов и ритуалов. Необходимо отметить, что корейская диаспора
Узбекистана не ассоциирует себя ни с корейцами Северной, ни с корейцами
Южной Кореи, так как постепенно интегрировалась в состав других наций,
последовательно включаясь в их экономическую, политическую и культурную
жизнь. Мы представляем собой особую этническую группу - общность,
вобравшую в себя черты корейской, европейской, средне-азиатской культур.
За 70 лет проживания в Узбекистане сменилось не одно поколение
корейцев. Значительная его часть почти полностью ассимилировалась,
восприняв культуру, язык и даже национальное самосознание преобладающего
этноса.
Цивилизация
шагнула далеко вперед, мы живем в век новейших технологий и электронной
музыки. Европа и Америка диктует моду в поп - музыке, которая заполонила
собой все радиостанции и экраны телевизоров. Конечно, в музыкальной
жизни есть и позитивные перемены, например в пропаганде классической
музыки и этому уделяется сейчас большое внимание, но, если вести речь о
традиционной музыке, с ней не всегда обстоят дела так, как хотелось бы.
Сегодня практически во всем мире традиционная музыка попала в разряд
«музейной», адептами которой выступают зачастую лишь профессиональные
музыканты и ученые. Предпочтение отдается более легким и доступным
жанрам (конъюнктурным по своей специфике) или, в лучшем случае,
эстрадным обработкам народного материала.
В наши дни
практически никто из нынешнего поколения здешних корейцев не знает, что
представляет собой корейская музыка. Так вот, опираясь на имеющийся в
наличии музыкальный материал, можно предположить, что традиционная
корейская музыка развивалась примерно также, как и узбекский «Шашмаком»,
исполнялась и сочинялась при дворе профессиональными музыкантами. Что
же касается музыки, бытующей среди наших корейцев - в основном это
музыка простого люда, так как поколение первых корейских поселенцев на
территории Дальнего Востока представляло собой низшие слои населения
Кореи, которым тяжело жилось под двойным игом - японцев и своих корейцев
- помещиков (янгбанов). Многие из нас об этом не задумываются, полагая,
что это и есть настоящие образцы корейской народной музыки.
Для нас
корейская песня сегодня нечто новое - то, что мы узнаем заново, изучаем,
стараемся понять и принять. Устным народным творчеством можно назвать
корейскую песню в том варианте, в котором мы узнаем ее здесь, в
Узбекистане. От наших бабушек и дедушек, собирая по крупицам тексты,
запоминая на слух мелодии, мы восстанавливаем песенный национальный
багаж. Только в последнее время появилась возможность в Ассоциации
Корейских культурных центров, поддержку которой во многом оказывает
Корейское посольство в Узбекистане, получить ту или иную информацию,
ноты или запись искомого творческого материала.
История
корейской диаспоры в Узбекистане - это жизнь разных поколений со своей
философией, поэтому приобщение к национальным истокам должно вестись
через осмысление прошлого и происходящих реальных процессов в жизни
корейцев сегодня. Мне хотелось бы верить в то, что корейская музыка и
песня, как один из ее жанров, будет изучена нами не поверхностно, а как
можно глубже. Ибо, на мой взгляд, только изучая и опираясь на основы
корейского музыкального искусства, можно создавать нечто новое,
сообразно нынешним реалиям, и не рискуя потерять национальный стиль.
Хотелось бы верить в то, что процесс изучения корейской музыки
приобретет более широкие масштабы. Для успешного развития и стабильности
этого процесса необходимо налаживать отношения с соотечественниками из
Кореи по линии музыкального искусства и всех его жанров, организовывать
стажировки для профессиональных исполнителей, которые в свою очередь
смогут передать приобретенный опыт молодым кадрам. Также, как в
гуманитарных ВУЗах Ташкента созданы кафедры корейского языка и
литературы, можно создать кафедру корейской музыки в Консерватории с
привлечением специалистов из Кореи, а в дальнейшем и наших специалистов,
профессиональный уровень которых позволит им работать в этом
направлении. Как правило, изучением традиционных видов музыки зачастую
занимаются музыковеды и та часть прогрессивной творческой интеллигенции,
для которой данный вопрос представляет интерес. Корейская музыка не
составляет исключение и, принимая это во внимание, можно предположить
следующее. При условии, что изучению этой проблемы со стороны корейской
творческой интеллигенции будет уделяться должное внимание, будет уместно
говорить о полноценном возрождении корейской национальной культуры.
Только путем пропаганды традиционной музыки и национального фольклора
корейцев (включая то, что получает новую жизнь в современных
обработках), мы сможем привить любовь и уважение молодого поколения к
корейской музыке, сможем воспитать новое поколение просвещенных
ценителей этого направления.
Впервые за всю
историю в Государственной консерватории Узбекистана открыта кафедра
эстрадного исполнительства, где преподают настоящие мастера эстрадного
искусства. Жанр эстрадной песни - сравнительно молодой и постоянно
обновляющийся. Несколько слов мне хотелось бы сказать о своеобразной
"корейской эстраде", как ее называют сами корейцы Узбекистана. При
близком рассмотрении - это большой отряд исполнителей разного возраста,
разного уровня, как профессионального, так и самодеятельного. Выросло
целое поколение корейцев - молодых талантливых эстрадных певцов, среди
них есть и те, кто заслуживает более пристального внимания. Правда,
зачастую ими исполняются песни южнокорейской или северокорейской эстрады
и крайне редко песни авторского сочинения. На отечественной узбекской
эстраде выступают единицы. В профессиональном понимании корейская
эстрадная песня в среде узбекистанских корейцев - это песня "без лица",
хотя среди молодого поколения одаренных музыкантов, получивших высшее
специальное образование, немало корейцев. Есть ли у них желание
попробовать свои силы в композиторском творчестве или открыть новые
грани своего таланта, обращаясь к корейской тематике ? Есть ли сейчас среди представителей корейской диаспоры поэты-песенники, пишущие на корейском языке ? Вопрос
этот достаточно серьезный... На мой взгляд, если появится потребность
не только говорить на корейском языке, но и писать стихи, перекладывать
их на музыку и не в единичном, а во множественном числе, когда эта
потребность обретет не локальные, а глобальные масштабы и с течением
времени образуется целый пласт такой культуры, только тогда можно будет с
уверенностью говорить о наличии такого жанра. Это довольно интересная и
вместе с тем очень спорная тема, она требует отдельного рассмотрения.
Ну, а если
говорить о традиционном профессиональном искусстве любого народа и его
фольклоре, следует отметить, что это бесценное наследие, уходящее
корнями далеко вглубь веков и которое само по себе уже является
классикой.
В рамках
истории 70 лет существования новой этнической группы, каковой на
сегодняшний день является наша диаспора, срок сравнительно небольшой. А
потому, есть полная уверенность в том, что у узбекистанских корейцев,
прошедших нелегкий путь становления, несомненно, есть будущее. Есть
надежда и вера в то, что корейская музыка и корейская песня, как один из
ее жанров, будет жить, развиваться, находить выражение в новых формах,
и, непременно, займет достойное место во всем многообразии корейского
искусства не только в жизни корейцев Узбекистана, но и всех тех, кто
захочет прикоснуться к музыкальному наследию корейского народа.
Источник: Корейская песня в Узбекистане
Комментариев нет:
Отправить комментарий