Просмотры страницы за последний месяц

четверг, 22 марта 2012 г.

Герман Ким. Кризис межкорейских отношений: год спустя

д.и.н., профессор Г.Н. Ким
ГНС КИСИ при Президенте РК
Корейский полуостров более 60 лет остается потенциальным очагом опасного конфликта в АТР. По обе стороны 38-ой параллели сформированы  крупные армии, по линии разделения сталкиваются военно-политические интересы крупнейших мировых держав – США, Японии, Китая и России. Здесь, как нигде обострено противостояние между двумя общественно-политическими системами и идеологиями, причем между двумя корейскими государствами, в которых живет один народ, с единой древней историей, самобытной культурой и национальным языком. 
На смену кровопролитной Корейской войны (1950-53), пришла эра не менее острой «холодной» войны, которая продолжалась десятилетиями. Усилия Пхеньяна и Сеула по объединению страны наталкивались на жесткое взаимное неприятие,  отношения между двумя странами оставались враждебными, а всякие контакты практически равнялись нулю. Пропасть в уровне социально-экономического и политического развития Cеверной и Южной Кореи увеличивалась с каждым годом.    
В середине декабря 1991 г. состоялись переговоры премьер-министров КНДР и Республики Корея, которые завершились подписанием документа исторического значения - «Соглашения о примирении, взаимном ненападении, сотрудниче­стве и обменах», в котором стороны впервые официально призна­ли суверенитет друг друга. Пхеньяну и Сеулу удалось сблизить подходы практи­чески по всему комплексу межкорейских отношений и достичь согласия на более высоком уровне взаимопонимания, чем это было когда-либо прежде.

Центральным событием в Корее на пороге нового века стала встреча Ким Чен Ира - вождя Северной Кореи и южнокорейского президента Ким Дэ Чжуна (13-15 июня 2000 г., Пхеньяне).  Она состоялась впервые за 55 лет раздельного суще­ствования двух корейских государств. На высшем уровне обсуждался круг вопросов двусторонних отношений, были подписаны Совместная Декларация и другие соглашения. Главный результат саммита состоял в том, что  констатируя сходство предложений Севера о создании на перво­начальном этапе Конфедерации и предложений Юга о создании Содружества для объединения страны, стороны договорились и дальше продвигаться в этом направлении.
Международный аспект корейской проблемы обусловлен тем, что происходящие процессы на Корейском полуострове, затрагивают интересы соседних держав: Китая, России и Япо­нии, обеспокоенных собственной безопасностью. Для США регион Северо-Восточной Азии, входящей в АТР, всегда оставался одним из приоритетных в военно-политических и экономических планах.
События последнего года вновь всколыхнули всю мировую общественность и вызвали мощную волну беспокойства у руководства многих стран. Подрыв и потопление южнокорейского корвета, повлекшего гибель южнокорейских моряков и офицеров;  обстрел южнокорейского острова Енпхендо и последовавшая мощная артиллерийская дуэль Севера и Юга;  запуски баллистических и тактических ракет и взаимные угрозы – отбросили состояние межкорейских отношений в эпоху разгара холодной войны.  Накануне нового 2012 г. кризис острого противостояния Севера и Юга обострился неожиданной смертью Ким Чен Ира. Передача власти его сыну  Ким Чен Ыну - молодому, практически неизвестному как государственному деятелю наследнику и все вышеперечисленное, вызвало пристальное внимание мирового экспертного сообщества.

Внутренние и внешние предпосылки современного кризиса межкорейских отношений
По стечению обстоятельств в период с конца 2011 до конца 2012 года в и Северной,  и в Южной Корее происходит смена власти.
17 декабря 2011 г. скончался Ким Чен Ир и скоро пройдут те 100 дней, по которым обычно судят нового руководителя. Однако и сейчас стало очевидно, что сценарии не признания Ким Чен Ына наследником власти и его конфликта со старой «гвардией»  оказались несостоятельными.  Внук Ким Ир Сна стал признанным главой государства и армии Северной Кореи, вокруг которого сплотилась военно-партийная элита.
11 апреля в Южной Корее пройдут выборы в Национальное собрание (парламент), а 19 декабря - президентские выборы. Здесь далеко не все однозначно. Удержит ли правящая партия, сменившая свое название с Ханнара-дан на Сэнури-дан, свои позиции или уступит новому альянсу –  Демократической партии с Федерацией корейских профсоюзов и Партией гражданского единства.  Кто станет новым Президентом Южной Кореи? Как изменится «северная политика» новой администрации?    
Не оправдались надежды, что молодой Ким, как человек нового поколения, обучавшийся в Швейцарии, формально укрепив свою власть, начнет изменения во внутренней и внешней политике. Официальное признание  наследником произошло, а серьезных признаков на какие – либо социально-экономические, не говоря уже о политических реформах,  пока нет.
Ким Чен Ын, как Верховный главнокомандующий Корейской народной армии  и лидер партии и народа Северной Кореи явно демонстрирует приверженность курсу «сонгун» - приоритета армии. За два месяца он объездил с инспекцией 10  воинских частей, а  3 марта 2012 года, посетил 38-ю параллель – линию межкорейского противостояния.  В Пханмунчхоне, где было подписано перемирие после окончания Корейской войны, он заявил, что если война начнется, Северная Корея заставит врага подписать акт о капитуляции, а не просто  соглашение о перемирии. Следом во всех районах КНДР прошли массовые митинги и демонстрации, участники которых заявили о готовности ответить «священной войной» на провокации южнокорейского режима. 
С другой стороны,   27 февраля по 9 марта Южная Корея и США провели на территории Юга традиционные крупномасштабные военные маневры “Key Resolve”, всегда вызывавшие резкий протест Севера. Следом 1 марта стартовали другие совместные военные маневры «Foul Eagle». 
По свидетельству Севера, на казармах и других военных объектах южнокорейской армии были развешаны оскорбительные  для северокорейских  лидеров плакаты и лозунги. Кроме этого южнокорейские  солдаты использовали во время боевых стрельб в качестве мишеней государственный флаг КНДР  и портреты ее руководителей.  В свою очередь в КНА стреляют по портрету президента Ли Мен Бака. 
Северокорейское агентство ЦТАК сообщило, что  Пхеньян не намерен иметь каких-либо отношений с нынешними властями Юга во главе с президентом Ли Мен Баком. Об этом говорилось в заявлении Комитета обороны Северной Кореи. В свою очередь, Министерство по делам воссоединения Республики Корея сообщило,  что после  смерти Ким Чен Ира в северокорейской политике Сеула никаких изменений не произошло. Сеул продолжает придерживаться прежнего курса в отношении Пхеньяна. Он заключается в том, что Юг проводит разную политику по отношению к северокорейским властям и народу страны.  
Несмотря на экономические трудности, Пхеньян демонстрирует, что ее армия сильна как никогда, и с этим согласны  эксперты Корейского института экономических исследований в Сеуле. По их мнению, в этой ситуации северокорейская угроза усиливается и для ее отражения необходимы дополнительные контрмеры. В 2011 году численность северокорейских вооруженных сил составляла 1 млн. 200 тыс. человек.  Парк самолетов пополнился МИГами -29;  разработана и развернута улучшенная версия реактивной системы залпового огня (РСЗО). Это позволит таким РСЗО поразить район «большого Сеула» и прилегающей «столичной» провинции Кёнгидо.  11 января Север запустил три баллистические ракеты малой дальности в направлении Восточного моря. Но более всего опасаются прогресса, достигнутого Пхеньяном в строительстве легководного реактора в исследовательском центре Енбён.  Американский институт естественных наук и международной безопасности заявил, что анализ спутниковых снимков от 3 февраля текущего года показал почти полную готовность здания  машинного зала. 
Две проблемы, доставшиеся в наследство от отца, продолжают быть  краеугольными во внутренних и внешних обстоятельствах кризиса межкорейских отношений.
Первая проблема наиболее насущная и понятная -   продовольственная.    Несмотря на то, что урожай, собранный в Северной в 2011 году, на 8,5% выше, чем в предыдущем   году, понадобится дополнительно не менее 740 тыс. тонн зерна.  По прогнозам экспертов ООН, в 2012 году около 3 млн. северных корейцев  будут нуждаться в продовольственной помощи.
Вторая – проблема ядерной безопасности на Корейском полуострове и прилегающем регионе Дальнего Востока и Северо-Восточной Азии. Эта проблема чрезвычайно  сложная, ибо Северная Корея видит в своего рода гарантию своей «неприкосновенности», внешней  агрессии и попыток силового давления.  Ядерная программа – это козырная карта в большой внешнеполитической игре Пхеньяна.    
Исходя из жизненной важности этих проблем, темой первых после смерти Ким Чен Ира переговоров на высоком уровне между США и Северной Кореей,  стала «продовольствие в обмен на остановку ядерной программы».  29 февраля Вашингтон и Пхеньян официально объявили о достигнутых договорённостях встреч в Пекине.  Северная Корея согласилась ввести мораторий на испытания ядерного оружия, запуски ракет дальнего радиуса действия, остановку программы по обогащению урана, а также допуск инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты. В ответ на это США обязались предоставить Северной Корее 250 тысяч тонн продовольствия[*], а также предпринять другие меры для улучшения двусторонних отношений.
В свою очередь новой темой конфликта между Пхеньяном и Сеулом стали  северокорейские перебежчики (тхальбукчжа) в Южную Корею, которых там ныне там проживает свыше 23 тыс. человек. Ранее задержанных перебежчиков  объявляли предателями и ссылали в трудовые лагеря. Сейчас пограничники, получили приказ расстреливать перебежчиков на месте.  Пхеньян объявил о суровых наказаниях родных тех северных корейцев, которые изменяют родине, и потребовал от китайских властей высылать перебежчиков назад, чему противится Сеул.
С другой стороны, Сеул ужесточил фильтрацию и контроль над  тхальбукчжа. В конце прошлого года и в текущем году     южнокорейские  спецслужбы  выявили северокорейских шпионов, раскрытых в ходе допросов, которые проходят все северокорейские перебежчики. В феврале  текущего года пятеро южнокорейцев, обвиненных в создании подпольной антиправительственной организации, получили тюремные сроки за шпионаж в пользу КНДР.  В вагонах сеульского метро, вновь  стали звучать призывы к бдительности и сообщении в спецслужбы о подозрительных личностях.      
Продолжается конфликт между Севером и Югом в связи с односторонним решением Пхеньяна «национализировать»  специальную туристическую  зону для южнокорейских граждан в горах Гымгансан Северной Кореи, в развитие которой инвестированы сотни миллионов долларов концерна Хюндай.  Сеул обращается к иностранным компаниям не рисковать с инвестициями в Северную Корею.
Таким образом, критическая стадия в межкорейских отношениях остается в силе. Смена северокорейского лидера пока не дает никаких надежд на перемены.  Результатами парламентских в апреле и президентских выборов в  декабре в Южной Корее, интересуются в Пхеньяне не меньше чем в Сеуле.  Смена правящей партии в парламенте Южной Кореи и главы государства, могут означать отказ от прежней жесткой политики, что может способствовать тому, что Север пойдет вновь на сближение, согласится возобновить шестисторонний переговорный процесс.      


Проблемы и перспективы выхода из актуальной конфликтной ситуации 
Проблем в межкорейских отношениях множество. Никто не оспаривает то,  что на пути к нормализации отношений камнем преткновения  лежит идеологическое противостояние и кардинальное различие в государственно-политическом устройстве.
Однако, некоторые эксперты склоны считать, что экономика превыше всего. Здесь речь идет о разрыве в экономических показателях Юга и Севера Кореи, который огромен и продолжает расти. По данным НСУ (Национального статистического управления)  Южной Кореи, ее ВНП в 2010 году составил 1 трлн. 15 млрд. долларов. Это почти в 40 раз больше аналогичного показателя Севера. ВНП на душу населения составил на Юге 20.759 долларов, в 20 раз превысив северокорейский показатель. Разница в показателях товарооборота двух Корей еще больше  – 891 млрд. 600 млн. долларов на Юге и 4 млрд. 200 млн. долларов на Севере, то есть в 225 раз. В случае с ГДР и ФРГ или Северного и Южного Вьетнама разница в таких показателях была на порядки  меньше. 
Поэтому в  Сеуле справедливо считают, что Северная Корея должна перестраивать свою экономику по китайскому образцу.
Есть ли какие-то изменения в экономике страны после смерти Ким Чен Ира? 
Эксперты отмечают постепенный рост «черного рынка», где широко используются иностранная валюта, что северокорейские спецслужбы не ведут борьбу с растущим потоком валюты, которая необходима государству и является свидетельством перемен в экономике. Северная Корея приняла поправки (в сторону смягчения) в законы о регистрации иностранных компаний, о налогообложении иностранных инвесторов, о труде в иностранных компаниях, о регулировании финансовой деятельности таких компаний.  Таким путем Пхеньян намерен привлечь иностранный капитал в экономику страны.
В начале года Пхеньян решил направить на предприятия Кэсонского индустриального комплекса  (КИК – своеобразный анклав, в котором действуют около 110 южнокорейских предприятий)   дополнительно около 400 рабочих.  Данное решение говорит о том, новое северокорейское руководство осознаёт важность межкорейского экономического сотрудничества. В конце  2011 года  на предприятиях Кэсонского комплекса работали около 49  тыс. северокорейских граждан.  Объем производства на предприятиях комплекса возрос в 2011 году на 14,4 процента по сравнению с предыдущим годом.  В  ннастоящее время на территории Северной Кореи 902 южнокорейских гражданина, из них  879 - на территории КИК.
В феврале текущего года  произошло знаковое событие.  Пхеньян передал  Китаю  право управления особой экономической зоной Расон, включая строительство и эксплуатацию любых объектов на ее территории в течение 50 лет. Соглашение было подписано примерно в то же время, когда умер Ким Чен Ир, то есть решение выносил он при жизни.  В пределах особой экономической зоны будут построены аэропорт, термальная электростанция, ее соединит с китайской территорией железная дорога протяженностью 55 км.
Совместные экономические проекты помогут улучшить межкорейские отношения.  Обсуждение проектов между Россией, Югом и Севером Кореи в области транспорта и энергетики также начались при жизни Ким Чен Ира.  Суть их в строительстве газопровода и линии электропередачи из России Южную Корею через северокорейскую территорию, что отвечает важным экономическим интересам трех стран. Переговоры идут как между двумя, так и тремя сторонами.  Известно, что Южная Корея подписала контракт на закупку у России до 10 миллиардов кубометров газа. Газопровод, протяженность 1100 км, из которых 700 км пройдут по Северной Корее, может сократить транспортные расходы примерно в три раза по сравнению с доставкой морским путем. КНДР могла бы получать сотни миллионов долларов в год в виде платы за транзит. Реализация этих проектов может привести к усилению российских позиций на Корейском полуострове. Однако западные эксперты  считают, что у России нет пока достаточных сил, ресурсов или рычагов влияния ни на Север, ни на Юг.     
Япония, пострадавшая от мощного удара стихии и техногенной катастрофы, не смогла пока восстановить свою экономику, и Токио озабочено в большей степени своими внутренними проблемами.
Таким образом, дело тогда остается за Пекином и Вашингтоном. В этой связи Н. Злобин, директор европейских и азиатских программ Центра обороной информации США выразил мнение, что «Пекин на 99 процентов определяет внешнюю политику Северной Кореи, поэтому обо всем, что касается формирования будущей политической линии Северной Кореи, нужно беседовать не с корейцами, а с китайцами».
Вашингтон преуспел в переговорах с Пхеньяном, состоявшихся в декабре прошлого года в Пекине.  Северная Корея согласилась остановить программу обогащения урана в военных целях в обмен на поставки американского продовольствия. Однако, госсекретарь Хилари Клинтон отметила, что сделан пока «лишь скромный шаг в правильном направлении». 
В нормализации отношений между Севером и Югом есть социально-культурная составляющая, о которой мало что говорится и пишется. А между тем, эти проблемы не менее сложные, чем экономические. За прошедшие 60 лет после окончания Корейской войны и прекращения контактов между двумя корейскими государствами,  возникли значительные расхождения во всех сферах жизни. Поэтому северокорейских беженцев за время содержания их в карантине обучают элементарным повседневным навыкам жизни.  По этой же причине на южнокорейском телевидении есть программа, в которой объясняются северокорейские слова, непонятные для южных корейцев. Практика объединенной Германии показала, что политическое и экономическое объединение не привело к истинному единению немецкого народа. Для этого потребуется как минимум смена поколения. В Сеуле это понимают, и особо не препятствуют инициативам  граждан и   организаций, направленных на сближение в гуманитарной и культурной сферах.    
Текущая новостная лента о межкорейских отношениях дает ложное представление о кажущихся интенсивных контактах, к примеру, в прошедшем месяце сообщалось следующее: известный южнокорейский дирижер Чон Мён Хун посетит Пхеньян для обсуждения вопросов подготовки к совместному концерту северокорейских и французских музыкантов; мэр Сеула Пак Вон Сун обратился к своему правительству за содействием в организации футбольного матча между командами Юга и Севера, а также концерта Сеульского филармонического оркестра в Пхеньяне; восемь южнокорейских парламентариев посетили Кэсонский индустриальный комплекс.  Однако, такие визиты и мероприятия чрезвычайно редки и о каждом событии сообщается во всех СМИ, что и создает иллюзию насыщенных контактов между Севером и Югом.   
Согласно проведенному опросу, большинство южнокорейских экспертов, а также населения страны считают, что Сеул вновь пойдет на уступки в межкорейских отношениях, чтобы ослабить угрозу безопасности. Перемены ожидаются в следующем году, когда произойдет смена президента Южной Кореи. Меньшинство полагает, что это станет еще одним проявлением слабости и отказом от правильной жесткой позиции по отношению к северокорейскому режиму.   
В сентябре прошлого года произошла смена министра по делам национального объединения, им стал Ю У  Ик, бывший посол Южной Кореи в Пекине, который заявил, что он намерен на основе приверженности основным принципам внешней политики решительно, но при этом гибко создавать условия для возобновления диалога с КНДР. Ожидается, что Фонд воссоединения будет увеличен до 55 трлн. вон. (около 48 млрд. долл.)  за счет частных пожертвований или средств Фонда межкорейского экономического сотрудничества. Несмотря на кажущуюся огромной сумму, она составляет мизерную часть того, что потребуется на воссоединение Кореи. По подсчетам, проведенным вначале 2012 г. Сингапурским банком развития затраты составят до 1 трлн. долларов.
 Что касается шестисторонних переговоров по урегулированию северокорейской ядерной проблемы, то они могут возобновиться в текущем году,  но вряд ли они приведут к скорым и конкретным результатам. Деление в участников переговорного процесса на два блока – РК, США и Япония с одной стороны, СК, Китай и Россия с другой  Пхеньян использует для достижения своих целей с каждой из этих стран по отдельности.  


[*] В источниках указываются разные цифры от 240 до 300 тыс. тонн

Комментариев нет:

Отправить комментарий