Елена Хохлова
В корейской живописи мало про простое – про любовь, про людей, про отношения. Живопись создавали для мужчин-интеллектуалов. Любить среди них было не в чести, испытывать чувства можно было в рамках конфуцианской добродетели. Если любить, то короля, но никак не женщину. Любовь родителей и детей часто сводилась к почтительности.
Исключения были конечно, но редко в высоком искусстве. Удивляет картина «Собака мать» Ли Ама (1499-?), художника – интеллектуала, правнука великого короля Седжона. Ли Ам остался в истории художником, хотя для представителей высшей знати, живопись считалась занятием не слишком достойным вплоть до 18 века.
Ли Ам не просто рисовал для себя, он написал портрет короля, его работы в разных жанрах были очень популярны в Корее и Японии. Сохранились в основном его картины с изображением собак и соколов. Представленный свиток «Собака-мать» скорее всего его кисти, на нем есть печать. Интеллектуалы во времена Ли Ама рисовали преимущественно «благородные растения», пейзажи, т.е. то, что выступало символом истинного конфуцианца и его высоких моральных качеств. А у Ли Ама собаки. На пяти из сохранившихся его картинах одни и те же герои: чёрный, белый и жёлтый щенок с характерными глазами-очками. На этой картине они с мамой. Белый жадно дербанит сиську, чёрный пристраивается, а жёлтый мирно посапывает на маме. Она с материнским терпением и всепрощающей любовью даёт им делать с собой все. Вот она любовь.
Найти теплые человеческие чувства у корейцев можно на картинах с животными. Что заставило Ли Ама написать эту картину? Любовь к собакам? Желание сказать что-то важное? Не знаю. Но как хочется побыть на месте этих щенят.
Комментариев нет:
Отправить комментарий