Мне почти одиннадцать лет. Солнечный, теплый день. Победа, Победа, Победа! Конец войне! Какое счастье, 9 мая мы не учились.
Все школьники — дети ссыльных и местных жителей: белорусы, украинцы, русские, ассирийцы, поляки, крымские татары, ингуши, чеченцы, корейцы… и несть им числа, — весело бежали к одноэтажной бревенчатой школе, потемневшей от времени и дождей, перебегая дорогу катившим навстречу самодельным тележкам с дребезжащими колесиками. На них «восседали» взрослые мужчины, одетые в лохмотья, все без ног, а кто еще и без руки, — они лихо управляли своим видавшим виды «транспортом» по пути к местному вокзалу, боясь опоздать к поездам, которые стали почти единственным источником их пропитания: «Подайте милостыню Христа ради!»
Мне навсегда запомнился один такой нищий на тележке — стоит и сейчас перед глазами, — без обеих рук и ног, он лишь одним движением тела управлял своей тележкой.
Бывший полковник, он и в этом положении был выше «ростом» остальных «тележечников» — совершенно лысый, с красивыми, крупными чертами волевого лица и могучим торсом, в любую погоду без одежды — одни мускулы, и только нижнюю часть оставшегося тела прикрывали грязные бурые лохмотья.
Когда я вижу в газетах или журналах фотографии лысых маршалов, сплошь увешанных орденами и медалями, то всегда почему-то вспоминаю полковника на самодельной тележке. Кем он был до войны, кто его родители, где его друзья?
Все эти люди «на колесах» часто собирались и грелись на солнышке у школьной стены и вели свои невеселые разговоры. Послушать бы сейчас, о чем они говорили тогда! Но их тогдашний мат-перемат «до сих пор в ушах звенит».
Отдавшие кто руки, кто ноги за Родину и Иосифа Виссарионовича, эти обрубки человеческих тел, как и в обычные дни, в день Великой Победы, перегоняя друг друга, спешили на вокзал, к прибывающим поездам: «Подайте милостыню Христа ради!»
Настоящие Победители! Но земля не дрогнула и мир не перевернулся от горя и стыда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий