Ничего не стал бы менять — так говорил о своей жизни военный медик, полковник медицинской службы, врач Высшей категории Валерий Михайлович Хан, награждённый шестнадцатью орденами и медалями.
Со своей женой Светланой Афанасьевной Валерий Михайлович шёл по жизни с детства, с того момента, как его депортированные с Дальнего Востока родители переехали из Казахстана в Узбекистан. Росли со Светой в одном колхозе имени Карла Маркса Пастдартомского района под Самаркандом, учились в одном классе, вместе поехали поступать в Томский медицинский институт и поступили. Вскоре поженились. К четвёртому курсу у них уже родился сын Саша. Снимали квартиру.
– На четвёртом курсе началась специализация. Мне представилась возможность перейти на военно-медицинский факультет при Томском мединституте, – рассказывает Валерий Михайлович. – Выдали комнату в общежитии – в деревянном доме с удобствами во дворе. Получал стипендию – 90 рублей, что по тем меркам равнялось небольшой зарплате. Нам со Светой это казалось верхом всякой мечты. Ведь мы были из семей, где знали цену каждому рублю. Наши родители жили и трудились в колхозе. Мой отец, например, работал бухгалтером. Зарплату получал трудоднями и то в конце года. А что это было? – Одна тонна риса или полтонны шалы и тому подобное. Я приезжал проходить учебную практику в Узбекистан, в больницу Пастдаргомского района. И видел тяжёлое положение в семье, как отец тянул лямку, чтобы дать высшее образование детям: мне, сестре и двум братьям. Конечно, хотелось жить лучше, и я выбрал профессию военного врача лечебно-профилактического профиля. Как семейный врач сегодня. Правда, кроме обычных лекций, были стрельба, занятия по физической подготовке с кроссами, брусьями, перекладинами, подтягиваниями, преодолением препятствий, «штурмами». Это присутствовало и в последующей офицерской жизни. А Светлана Афанасьевна по окончании фармацевтического факультета, стала провизором. И всегда работала. Переезжая за мной, куда бы меня ни послали, устраивалась в гарнизонах по своей специальности.
После выпуска Валерия Хана назначили младшим врачом медицинской службы танкового полка группы советских войск в Германии. На второй день по прибытии в медпункт молодой специалист держал своё «крещение» в должности.
– Я до сих пор помню фамилию пострадавшего – Зотов. Его доставили сослуживцы. Осматриваю пациента. Рука в крови, нет четырёх пальцев. По неосторожности поставил руку на край люка учебного танка, когда закрывал крышку, пальцы отрубило тяжелым металлом… Спрашиваю сослуживцев: «Где сами пальцы?»
– Мы думали… больше не нужны. Там же и оставили.
– Немедленно разыскать и доставить! – приказываю.
Нашли. Я всё продезинфицировал, пришил оторванные пальцы и отправил пострадавшего в военный госпиталь в Бурге. Вы знаете, они прижились! Правда, только один был отторгнут. Но ведь такого человека уже не назовешь инвалидом!
Комментариев нет:
Отправить комментарий