Просмотры страницы за последний месяц

пятница, 15 января 2021 г.

Вот и наступила та пора, когда смотришь на вещи по-другому

Вот и наступила та пора, когда смотришь на вещи по-другому
Ким Флора: Вот и наступила та пора, когда смотришь на вещи по-другому.

Эту большую деревянную чашу(ямпуни), я помню с детства. Она привлекала внимание своей необычностью: емкостью около 20 литров, с толстыми стенками, темно-бордового цвета, внутри очень гладкая поверхность, снаружи немного ребристая, есть небольшие выступы, чтобы можно было легко её ухватить.

Чашу использовали только, когда готовили дыби (дубу, тофу). Ставили в чашу каменные жернова с вертикальной деревянной ручкой, три или четыре женщины усаживались вокруг неё, вместе брались за ручку и крутили жернова, подстраиваясь под общую небольшую скорость оборота. Одна из женщин, столовой ложкой набирала замоченную заранее сою, и вместе с водичкой непрерывно добавляла в отверстие, в жерновах. Потом полученную густую сметанообразную кашицу разводили теплой водой, хорошо сцеживали через плотную ткань. В полученное соевое молоко добавляли закваску (мама добавляла к закваске ещё рассол от чимчи, так было вкуснее) и нагревали, затем снова через ткань сцеживали, прямо в ткани придавали форму, сверху ставили плоский груз, охлаждали и нарезали на крупные бруски. Процесс длительный и требует участия нескольких помощников, поэтому готовили дыби в больших объемах. Часть делили между собой, оставшуюся часть продавали. Желающих купить было много, а счастливчиков, кому достался свежеприготовленный дыби незначительное число☺… у мамы получался вкусный. Прибыль не очень большая, так… небольшое подспорье…

Да… Необычная деревянная чаша… Ну есть и есть в доме, и как-то не задавались вопросом: откуда она?

А интерес появился только недавно, после подписки в группу. В этой поездке к маме нашла её. Уже давно не используют по назначению, складывают в неё мелкие вещи по хозяйству.

Так вот, эту чашу изготовил из целой, большой части дерева, мой прадед, папин дедушка. Наверное, на Дальнем Востоке, возможно в Корее.

Представляете? Этой чаше около 100 лет!!!

По рассказам мамы, её отец и мать родились в России, на Дальнем Востоке в 1910 году, дед (для нас) Хе Дюн-Хак, русское имя Андрей, бабушка Ан Мария, мама и её младшая сестра родились в г. Уссурийск, перед депортацией их родители работали на военном заводе.

А прадед, дедушка отца приезжал в Россию на заработки и, наверное, в 1919-1920 гг всей семьей, переехали в Россию. Это уже я, так предполагаю. Потому что дедушка и бабушка переехали в Россию будучи женатыми. Их поженили, когда бабушке было 13 лет, она 1903 года рождения, а дед 1899 года рождения. Дед Ким Ча Еп, русское имя Матвей, а бабушка Ли Воль Чен, Вера. Переехали всей многочисленной семьёй: прадед, прабабушка, их три дочери, младший сын и наш дед с женой. В семье, главенствовала прабабушка, фамилия Лян. Про прадеда знаем только то, что он изготовил это деревянное ямпуни, а вот о прабабушке рассказывали, что обладала даром убедительной речи. Когда прадеда японцы забрали в полицию за какую-то провинность, прабабушка так сумела им все объяснить, что им пришлось его выпустить. И решение переехать в Китай приняла она. Прадед с прабабушкой, их старшая дочь и младший сын 14-ти лет переехали в Китай, а дед с бабушкой и его две сестры остались в России. Так семья разделилась. Помню в детстве, когда наш отец возвращался домой немного подвыпивший, он начинал рассказывать о тяжелом детстве, говорил, что наш дед воевал, дошёл в составе дивизии Тухачевского до Варшавы. В раннем детстве, помню, старшие братья игрались, носили по очереди буденовку с красной звездой.

Отец наш родился в Спасском районе, на Дальнем Востоке. С родными из Китая получилось связаться только после смерти деда, в 1958 году, его сестры отправляли им посылки с рисом. Потом после разрыва дипломатических отношений СССР и Китая связь прервалась. И нашли они нас только в конце 1989 года. Уже не было с нами нашего отца и его Ген-Ния адими и Ман-Дыги адими.

Ну, а наша деревянная чаша совершила путь с нашей семьёй из Дальнего Востока до Казахстана, затем Узбекистан и снова Россия, но теперь уже за несколько тысяч километров от Приморского края.

   Смотрю на эту чашу и разные мысли вертятся в голове:

 – какое крепкое…и что это за дерево?

 – надо бы летом как следует почистить его и пропитать маслом для дерева;

 – как долго эта чаша будет с нами?

  А в душе чувство благоговения и какой-то вины…

***

Источник: Ким Флора

Мы в Telegram

Комментариев нет:

Отправить комментарий