Просмотры страницы за последний месяц

вторник, 3 января 2017 г.

Г. Гомперц. История корейской керамики периода Ли

Г. Гомперц. История корейской керамики периода Ли

Godfrey St. George Montague Gompertz (1904-1992) – известный английский коллекционер и исследователь корейской керамики, автор трех книг и ряда статей по этой теме. Собранная им коллекция (около 100 предметов керамики Корё и более 30 предметов керамики эпохи Чосон/Ли) является одним из лучших подобных собраний за пределами Кореи. Ныне она хранится в Музее Фицуильяма при Кембрижском университете (Великобритания)



Керамика и фарфор — наиболее известная и в некоторых отношениях наиболее важная художественная продукция Кореи. Объясняется это, во-первых, тем, что селадоны Коре стали очень популярны и считаются равными великолепнейшим сунским изделиям, а во-вторых, тем, что гораздо менее известный фарфор периода Ли оказал огромное влияние на японскую керамику и, следовательно, на работу ведущих художников- керамистов Японии, Англии и Америки. Именно этим изделиям позднего Ли я и намерен посвятить данное исследование, т.к. ни на одном из западных языков нет исчерпывающего обзора, в то время как изделиям Корё посвящено много статей и несколько монографий, которые доступны всем интересующимся.



Изучению керамики Корё препятствовало отсутствие достоверной информации, касающейся большинства из сохранившихся образцов. Это явилось, в основном, результатом массового разграбления древних захоронений нелегальными раскопками. Однако несколько экземпляров были найдены в датированных погребениях при должном научном наблюдении, а на многих других были обнаружены надписи, которые дали некоторые сведения о времени их изготовления.



Когда мы обращаемся к периоду Ли, положение становится еще более затруд­нительным. Захоронения керамических и других изделий продолжало существовать лишь очень короткий период времени, до тех пор, пока строгое следование конфуцианским предписаниям не прекратило эту практику. А когда это произошло, определить трудно. Основатель династии король Тхэчжо был ревностным буддистом, а его последователи отвергли буддизм и предпочли конфуцианскую этику. Это было объявлено основой национальной политики, и по королевскому указу 1421 г. самому наследнику престола было предписано посещать конфуцианский храм. Преследования буддизма начались три года спустя, и наконец в 1472 году все буддийские монахи были изгнаны из столицы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий