Современники могли наблюдать, как в Японии открываются строятся железные дороги – а в Корее конфуцианцы говорят, что они не хотят даже смотреть как они устроены – не надо нам этого заграничного, пусть все будет благообразно, как раньше. Иностранцы приносят в Японию знания о современных естественных науках, вооружившись которыми, японцы создают новые школы и модернизируют медицину – а в Корее общение с иностранцами объявляется предательством, а правительство проводит казни христиан, считая их зараженных гадким варварским учением. Попытки провести реформы корейской элитой воспринимаются в штыки, и то немногое, что все-таки меняется, меняется с огромным скрипом, в то время как книжники заняты обсуждением того, сколько по классическим трактатам положено держать траур по дальним родственникам и выписыванием иероглифов со стилизацией под почерки китайских каллиграфов древности.
Процесс этот искалечил судьбы множества корейцев, на десятилетия закрыв для них доступ к европейскому образованию и медицине и вынудив их жить в нищете доиндустриального общества, а закончился он ровно тем, чем и должен был: Япония аннексировала Корею, а корейские ревнители древнего благочестия остались без страны и насаждать конфуцианство им было больше физически негде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий