Просмотры страницы за последний месяц

понедельник, 10 декабря 2012 г.

О НАРОДНОМ ЗОДЧЕСТВЕ В КОРЕЕ

О НАРОДНОМ ЗОДЧЕСТВЕ В КОРЕЕ: В продолжение предыдущей записи.

ВИДЯ интерес к отоплению, трубам, ондолю, короче, к жилищному вопросу корейцев, решил выложить одну статью (надеюсь, Людмила Ивановна не будет в обиде). Статья не моя, поэтому хороша, хотя и носит сугубо научный характер (она была напечатана в сборнике, вышедшем в издательстве "Наука"). Целиком сборник выложен на artyx.ru, "Истории искусств". Ему, кстати, не так давно стукнуло 40 лет!


_______________________________________________________________

АКАДЕМИЯ НАУК СССР. ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
Корейское классическое искусство
Сборник статей
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. МОСКВА 1972
7 И К 66
Составитель Л. И. КИРЕЕВА
Ответственный редактор Л. Р. КОНЦЕВИЧ
Сборник «Корейское классическое искусство» рассказывает об уникальных росписях древнекогурёских гробниц, замечательном пещерном храме Соккурам, изысканном ювелирном искусстве периода Силла и керамике времени Коре, пейзажной живописи Чоп Сона и народном зодчестве.

Korean house(0)

Сборник статей. Составитель Л. И. Киреева - Корейское классическое искусство
Утверждено к печати Институтом востоковедения Академии наук СССР
Редактор Н. Н. Тихонравова Младший редактор Г. А. Бурова Художник Э. Л. Эрман
Художественный редактор Э. Л. Эрман Технический редактор 3. С. Теплякова Корректор Л. И. Письман
Сдано в набор 22/Х 1971 г. Подписано к печати 8/II 1972 г.
А-05534. Формат 70х90 1/16. Бумага № 1. Печ. л. 6. Усл. печ. л. 7,02.
Уч.-изд. л. 5,92. Тираж 2500 экз. Изд. № 2910.Знак. № 1099.
Цена 39 коп.
Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» Москва, Центр, Армянский пер., 2
3-я типография издательства «Наука». Москва К-45. Б. Кисельный пер., 4

_______________________________________________________________

Л. К. АБРАМОВ. НАРОДНОЕ ЗОДЧЕСТВО КОРЕИ

Опыт многолетней практики изучения зодчества различных народов показывает, что своеобразие форм и внешний облик возводимых человеком строений, их конструктивные приемы находятся в тесной связи с географическими особенностями края, с образом жизни людей, уровнем развития их культуры и другими факторами.

Народное зодчество Кореи является тому ярким примером. Суровые условия жизни в горной местности, наличие резко континентальных температурных колебаний, сложность рельефа, недостаточное количество удобных для земледелия территорий - все это наложило печать на формирование корейского жилища.

Общеизвестно, что в раннюю пору развития человеческого общества люди при осуществлении строительных замыслов никогда не делали в возводимых ими строениях ничего лишнего или надуманного, неоправданного требованиями жизни. Так было и здесь. Функциональная организация, конструктивное решение и декоративная отделка - все здесь логично, рационально и разумно.

В настоящей статье речь пойдет преимущественно о традиционном типе корейского жилища, который был распространен в Корее в первые годы после освобождения. В последнее десятилетие эти жилища весьма интенсивно заменяются современными домами.

Природно-климатические условия в различных частях Корейского полуострова разнообразны, поэтому неодинаковыми были и дома. Их планировка и внешний облик, организация территории приусадебного участка резко различались.

Наибольший интерес представляет архитектура жилого дома сельского жителя. Его планировка и архитектурно-конструктивное решение сложились на заре культуры Кореи и стали основой для формирования всех последующих типов зданий, в том числе дворцов и сооружений общественного назначения.

В этом отношении весьма примечательна мысль, высказанная В. П. Стасовым, о роли народного зодчества в формировании национальных черт архитектуры народа: «Искусство - не праздная забава, к нему принадлежат не одни церкви и важные палаты, не одни саженые картины и громадные статуи, но все то, что создает фантазия бедного поселянина в глуши его избы при свете дымовой лучины» (В.П.Стасов. Собрание сочинений, т. I, СПб., 1894, стр. 458.).

Наиболее часто встречающимся видом индивидуального сельского дома (чип) всегда было строение в одну или две комнаты с кухней и небольшой террасой, тесно связанные между собой (рис. 27).

Korean house(1)

Рис. 27. Общий вид и план сельского жилого дома южных районов Кореи. (масштаб - 1:100 см. Обмер проф. Л. К. Абрамова) 1 - жилая комната; 2 - кухня

В стене, отделяющей комнату от кухни, делалось отверстие, через которое удобно было передавать приготовленную пищу в общую комнату. Кроме этого, комнаты сообщались между собой, а благодаря наличию небольшой террасы каждая из них имела свой выход.

Неотъемлемой частью оборудования такого дома был встроенный шкаф в одной из комнат. Он предназначался для хранения обеденного стола, постельных принадлежностей и всевозможной утвари.

Подобная планировка дома компактна и удобна. Все здание покоится на каменном основании, в котором расположены каналы системы отопления - ондоль, обогревающие пол. Полу уделяется особое внимание. Он играет огромную роль в жизни корейца - на нем спят, сидят во время трапезы и т. д. Поэтому он содержится в исключительной чистоте и входить в дом в обуви не принято.

Необычно пространственное взаиморасположение помещений. Так» пол кухни обычно делался на 60-80 см ниже пола жилых комнат, вследствие чего кухонное пространство при перекрытии дома общей кровлей, оказывалось большей высоты. Поэтому, как правило, по горизонтали его разбивали на два помещения. Нижнее занимала собственно кухня, верхнее - антресольное - служило кладовой. Последняя обычно связывалась с жилыми комнатами специальной лестницей.

Обязательная часть корейского жилого дома - терраса (мару) с деревянным полом. В малых крестьянских домах она скромна по размеру - укладывается в периметр незначительного по площади здания и имеет с ним общую кровлю. В этом случае проще решается ее конструктивное устройство.

Корейские жилые дома описываемого типа, как правило, окон не имеют и освещаются через остекленные двери, обращенные в большинстве случаев во двор; для проветривания помещения предусматривается устройство выхода в садовую часть или делаются над дверью, ведущей на террасу, специальные вентиляционные отверстия.

Составной частью такого индивидуального сельского дома был приусадебный участок площадью 600-700 кв. м. Эта небольшая земельная территория, не занятая строениями, использовалась главным образом для выращивания овощей.

Описанный выше индивидуальный корейский дом в таком виде мог сохраняться и удовлетворять необходимым требованиям только на определенной стадии развития отдельно живущей семьи. Но в жизни так не бывает, и количество живущих в доме изменяется, чаще всего в сторону увеличения. Поэтому возникала необходимость в увеличении жилплощади. Вот это, наряду с экономикой, и стало дальнейшей веской причиной усложнения планировки дома, увеличения его объема до постепенного образования целого подворья.

По корейским обычаям, старший сын в семье всегда должен оставаться при родителях. Он обязан заботиться о стариках, вести хозяйство, создавая условия для спокойной их жизни в преклонном возрасте.

Практически это решалось возведением здания, подобного уже имеющемуся, но несколько ниже по склону горы. Правая и левая стороны пространства между двумя зданиями занимались хозяйственными и складскими пристройками. Это могли быть сарай для хранения риса, помещения для рабочего скота или навес для сельскохозяйственного инвентаря. Таким образом в плане строение получало форму замкнутого каре. Следует также иметь в виду следующие требования организации быта. По удерживающимся от прошлых времен правилам принято было, чтобы глава семьи имел свою отдельную комнату. Жена его при этом должна находиться отдельно с детьми и заниматься их воспитанием. Вместе с тем в доме обязательно должна быть и общая комната.

Корейцы - весьма гостеприимный народ. Поэтому принято было в доме иметь и отдельное помещение для гостей.

Таким образом постепенно сложился тип более развитой периметральной застройки, который впоследствии становится излюбленным для подворья довольно состоятельных людей (рис. 28). А обширная производственная деятельность помещичьих хозяйств в феодальную эпоху привела к еще более развитой планировке комплекса зданий, повлекшей за собою образование нескольких дворов различного назначения. При этом здесь уже учитывались не только производственные, но и социальные причины.

Korean house(2)

Рис. 28. Дом состоятельного землевладельца. Северные районы Кореи. Обмер проф. Л. К. Абрамова 1 - жилая комната; 2 - помещение для хранения транспортного снаряжения; 3 - склад; 4 - навес; 5 - уборная; 6 - мельница; 7 - кухня; 8 - место для быка. Мельница и уборная, выходящие на фасад, пристроены позднее

По установившимся в прошлом обычаям, в богатых домах незнакомец не мог сразу появиться в основной дворовой части. Ему необходимо было пройти через специальный открытый вестибюль, минуя ряд плотно закрывающихся дверей. Таким образом, посетитель как бы подготавливался для входа в главную, наиболее изолированную часть дома (анппан), объединяющую жилые помещения, ориентированные на главный двор и занимаемые старшим поколением, женщинами с детьми, родственниками, а также комнаты, предназначенные для почтенных гостей. Сюда же ориентированы были и помещения, в которых хранились съестные припасы и др.

Второй комплекс такого развитого подворья группировался вокруг хозяйственного двора (рис. 29), имевшего чисто производственное назначение: он объединял все постройки вспомогательного характера, навесы для скота и хозяйственного инвентаря, склады, мельницу для очистки риса, жилые помещения для сельскохозяйственных рабочих и пр.

Korean house(3)

Рис. 29. Общий вид двора усадьбы состоятельного землевладельца. Северные районы Кореи Рис. проф. Л. К. Абрамова

Третий элемент общей планировки - сад. Он обычно располагался на склоне горы и решался в виде террас со ступенями. Его территория, как правило, примыкала к комплексу жилых помещений и служила для отдыха в знойное время дня. Он очень уютен и удобен, на террасах высаживали фруктовые деревья и различные кустарники и цветы.

Не трудно заметить, что весь сложный комплекс такого большого по размеру подворья фактически не имел фасада. Это было характерно .для корейского зодчества вообще. Весьма примечательно, что главным считалась не внешняя, показная сторона, а внутренняя, рациональная: организация пространства. Строителя совершенно не беспокоило расположение помещений вспомогательного назначения со стороны главного подхода к зданию - лишь бы это было целесообразно и удобно с точки зрения пользования ими и соответствовало укладу жизни и традициям.

Центральную часть подворья занимал птичник (голубятник)- небольшое по размеру сооружение. Часто его использовали как защитную стену, изолирующую вход от внутреннего пространства дворовой части.

Вследствие большого различия климатических условий южных и северных районов страны образовались резко отличные по планировке типы домов.

Например, на юге полуострова, где большую часть года было тепло, планировка жилищ стала более свободной, раскрытой. Как правило, здесь устраивалась просторная, хорошо проветриваемая терраса. При доме строилась и летняя кухня с обычным очагом. Вспомогательные помещения для животных и склады кормов, навесы для хозяйственного инвентаря обычно располагались отдельно от жилых помещений.

Совершенно иной была планировка жилища корейских крестьян, проживающих в северных районах страны. Их дома были более приспособлены к суровым условиям климата. Прежде всего обращает на себя внимание компактность расположения помещений. В них жилые комнаты, вспомогательные и другие помещения составляют единый объем и находятся под одной кровлей.

Например, кухня пространственно объединена с общей комнатой. Это удобно для пользования ими, и одновременно тепло из кухни лучше распространяется по всему дому.

В домах этого типа отсутствует терраса. Сильные холодные ветры и прохладное лето не вызывали необходимости иметь открытые неотапливаемые площади. Для сохранения тепла глиняные стены в домах на севере делали более толстыми. На период сильных морозов в добавление ко всему снаружи навешивали плетеные соломенные маты. Каналы системы отопления (ондоль) делали менее протяженными. Меняется при этом и архитектоника здания. Вследствие расширения объема появляется средний ряд несущих деревянных опор, что отражается и на устройстве кровли.

Помещения для животных (стойла для быка или коровы и т. д.), а также амбар непосредственно примыкали к кухне и находились также под общей кровлей здания.

При индивидуальных домах северных провинций не было приусадебных садов. Здесь короткое лето, и сады не оправдывали своего существования.

В городском строительстве жилые здания национального типа также разнообразны. Их различие было связано с родом занятий владельцев, национальными традициями и особыми условиями среды. Например, в столице КНДР г. Пхеньяне исторически сложилась угловая конфигурация плана здания. Структура его следующая: в вершине плана размещается большая кухня с двумя очагами, а жилые комнаты с террасами в концах расходятся от нее под прямым углом. Подобная планировка с наличием единого отопительного центра весьма экономична и удобна, так как при одном кухонном помещении удобно располагаются две самостоятельные квартиры, с террасами, которыми замыкается квартирный корпус. Это также создает равноценные планировочные удобства. Общая кухня одним углом выступает во двор, и тем самым образуется удобная связь с жилыми комнатами и террасой, причем изолированность жилых помещений не нарушается. Дворовая часть с одной стороны ограничена глухой стеной, с другой, обращенной на улицу города,- также стеной, но имеющей вход.

В г. Сеуле и прилегающих к нему районах широко был применен П-образный принцип планировки дома. До некоторой степени такая организация плана - сочетание двух угловых планов. Образуемый перед домом открытый двор отделяется в этом случае от улицы оградой, в которой есть архитектурно выявленный вход.

У подобной планировки есть свои преимущества - она более парадна и уравновешенна, обе террасы обращены на главный фасад. Уютный дворик также ориентирован в сторону улицы. В данном случае он ограничен с трех сторон и не зависит от соседнего строения.

Особенно был распространен в застройке корейских городов тип дома комбинированной планировки. Он сложился в эпоху развития торгового капитала и ремесленного производства в связи с особым положением ремесленного и торгового люда. Характерно для организации помещений в таком доме сочетание торговых или производственных помещений с жилыми. При этом часть дома, обращенная в сторону улицы, использовалась для торговых целей или для мастерских, в некоторых случаях к этому добавлялась па втором этаже небольшая столовая, используемая главным образом в летнее время. Дворовая одноэтажная половина занята была жилыми помещениями с кухней.

Удобство такой планировки - в ее исключительной маневренности в зависимости от успехов торговой или ремесленной деятельности хозяина. Это одновременно и жилой дом, и магазин, и ресторан, и мастерская. Но подобный тип городского дома уже почти исчез, особенно в городах КНДР.

Мы уже говорили, что архитектура описанного народного жилища отличается исключительной рациональностью конструкций, разумностью 'их применения. Обращают взимание наличие единого модуля в планировке помещений (3,2-4,0 м), соблюдение строгого равновесия всей пространственной конструктивной системы и широкое 'использование местных строительных материалов.

Оправданно было и наличие у большинства корейских строений прочного, значительного по объему каменного цоколя. Возведение дорогостоящего основания обусловлено необходимостью обеспечить зданию надежную устойчивость и прочность, способные противостоять разрушительным силам природы. Это особенно важно в связи с тем, что образующиеся в результате обильных осадков стремительные потоки воды низвергаются с гор. В короткий срок они могут размыть грунт и лишить здание надлежащей опоры. Кроме того, расположение корейских строений на склонах гор, естественно, требует устройства специальной горизонтальной площадки, что вызывает необходимость укрепления ее граней. Это лучше всего можно выполнить из массивных камней. Такой дешевый вид строительного материала имеется в Корее в избытке.

Но самое главное - такой каменный цоколь под домом необходим был в связи с особенностями специальной отопительной системы (ондоль). Подобный принцип обогрева помещений в корейских домах (рис. 30) оказывал существенное влияние на их планировку и внешний облик - он делал их совершенно не похожими на европейские здания.

Korean house(4)

Рис. 30. Устройство отопления по системе ондоль. План и разрез. Обмер проф. Л. К. Абрамова

Как видно из чертежа, очаг находится ниже пола остальных помещений. Это и позволяет так расположить дымовые каналы, чтобы естественный ток тяги обеспечивался полностью.

Особенность этой оригинальной отопительной системы состоит в том, что жилые комнаты обогреваются за счет отработанных газов кухонного очага, проходящих через специальные дымовые каналы, помещенные под полом жилых комнат. Практическое осуществление системы не представляет особых трудностей. В качестве строительного материала здесь также широко издавна используется местный камень и глина.

Для лучшей изоляции газов пол в жилых помещениях неоднократно смазывался глиной, а позднее его стали покрывать цементным раствором до образования корки. К тому же он покрывался несколькими слоями промасленной бумаги. Теплый пол в комнатах создавал особый уют и удобства в быту. Кроме того, это диктовалось условиями производственной деятельности. Да и воздухообмен усиливался при быстром нагреве. Система отопления ондоль весьма экономична - она не требует большого количества топлива, так как в основном тепло получается за счет расхода дров или угля, используемых для приготовления пищи. А чтобы тепло в полу удерживалось длительное время, камни, используемые для перекрытия дымовых каналов, выбирали толщиной не менее 8-12 см.

Устройство в корейских домах такой системы отопления диктовало и определенное расположение жилых комнат, при котором создается наибольший эффект отдачи тепла и не затрудняется тяга. Чаще всего это были две и, реже, три комнаты, расположенные одна за другой. Дымовая труба обычно размещалась или в противоположном конце дома - в нее сводились все подпольные каналы,- или ставилась отдельно, на собственном фундаменте. Ее обособленное положение несколько ухудшало общий вид сооружения, поэтому ее часто украшали или ставили поодаль от дома. Корейские зодчие в прошлом не считали такое решение порочным, поэтому не ставили перед собой задачу скрыть трубу в застройке дома и шли главным образом по пути ее декорирования. В крупных дворцовых сооружениях их часто можно было видеть стоящими отдельно от зданий и украшенными скульптурными изваяниями или майоликой.

Система отопления ондоль весьма широко применяется в народном зодчестве.

Какова же конструктивная система крестьянского дома? Высота корейских жилых домов - главным образом один, реже два этажа. Причина этого уходит в далекое прошлое - высотность зданий по социальным соображениям ограничивалась специальным королевским указом. Несущей основой крестьянского дома был деревянный каркас, состоящий из стоек, прогонов и стропил. Основные и важнейшие элементы ее - деревянные столбы круглого, а иногда квадратного сечения. В местах их опор устраивалось прочное основание, причем использовались камни большого размера.

Вся эта пространственная система весьма устойчива благодаря специальному выполнению связей и наличию значительной нагрузки от тяжелой черепичной кровли. Корейские плотники очень изобретательны в выполнении искусных врубок, поэтому вся каркасная система прочно удерживается во взаимосвязи.. Огромные по размеру древнейшие сооружения - многоярусные пагоды, завершения городских ворот и буддийских храмов - держатся благодаря наличию специальных врубок, надежно скрепляющих конструктивные элементы здания.

Пространство между опорами заполняется глиняными мазаными стенами толщиной 14-15 см. Для большей их прочности вначале подготавливается плетенка из гаоляна и жердей, связываемая соломенными веревками (рис. 31). Незначительная по размеру толщина стен вполне достаточна для защиты от зимних холодов.

Korean house(5)

Рис. 31. Каркасная система корейского строения. Фото проф. Л. К. Абрамова

Возникшая в Китае так называемая система консольных опор в корейской феодальной архитектуре жилого дома достигает высокого совершенства.

Тонкое чувство равновесия, тщательное выполнение врубок, свободное владение особенностями системы консольных опор - все это позволяло корейским зодчим возводить строения с надлежащей жесткостью и устойчивостью, не нуждающиеся в каких-либо специальных металлических креплениях. Можно без преувеличения утверждать, что именно народное зодчество было источником формирования конструктивной схемы и образа общественных сооружений, в том числе храмов, дворцов и других значительных общественных зданий, и послужило основой для создания большого народного искусства. Эта конструктивная система, получившая в Корее название тугон, поражает исключительной логикой сочетания элементов, осмысленностью их применения, приводящего к строгому равновесию и устойчивости всей пространственной организации значительного по размеру объема сооружения.

Нагрузки от стропил и прогонов передаются либо непосредственно на вертикальные опоры, либо через системы консолей. Искусное сочетание деревянных элементов позволяет расположить прогоны на различных уровнях. Это дает возможность придать стропилам любое по наклону положение, что весьма важно для образования определенной формы кровли, типичной для корейской архитектуры, и силуэта здания в целом.

Совершенно своеобразный, неповторимый рисунок кровли и силуэт здания и составляют характерную особенность внешнего облика корейских строений, в том числе и жилых домов.

На первый взгляд кажется, что подобная форма крыш оправдывается чисто эстетическими соображениями. Поднятие свесов кровли на углах здания значительно усложняет конструкцию. В действительности все это также осмысленно и оправданно.

Образование этой своеобразной формы связано с начальной стадией формирования конструктивной схемы здания. Первоначальное расположение балки на двух опорах создало провисание, выступающие концы ее оказались приподнятыми. Таким образом получилась кривая форма кровли, которую мы наблюдаем во многих традиционных корейских постройках, а затем было обращено внимание на то, что это выгодно и удобно.

Подобное очертание кровли с поднятыми угловыми свесами способствует лучшему проникновению света в помещения. Одновременно в композиции объема создается ощущение легкости форм, присущей дальневосточной архитектуре вообще. Впоследствии такой силуэт здания стал характерным и привычным для зодчества Дальнего Востока.

Такая своеобразная кровля оправдывается еще тем, что она хорошо противостоит сильным перемещениям воздушных масс, ее кривая поверхность легко разбивает, ослабляет напор дождевых потоков и тем самым уменьшает давление. Она хорошо отражает ливневые потоки в сезон дождей. Благодаря наличию кривизны кровли погашается сила удара струй воды и, кроме того, стоки получают большую динамическую текучесть в желобах черепицы и скатываются на землю на расстоянии от стен здания. А это, в свою очередь, предохраняет стены от размыва и вообще от влаги.

Сложная по очертанию поверхность кровли корейских домов хорошо отражает и палящие лучи солнца, ослабляет их тепловое воздействие. Такая поверхность кровли вместе с защитным глиняным слоем не допускает прогревания и таким образом создает прохладу внутри дома-Большие свесы кровли, доходящие до 1,5-2 м, оправдывают себя еще и тем, что образуют тень, защищающую стены от сильного прогревания солнцем.

Корейские мастера были искусными специалистами строительного дела: они и умело создавали кровли сложной конфигурации, и добивались тонкого рисунка их очертаний.

На середине поперечных прогонов они устанавливали по одной или две дополнительные подпорки. В зависимости от величины пролета на них укладывались и дополнительные прогоны, а по ним уже, образуя из отдельных частей кривизну, располагались стропила, но не на всю длину ската.

Последние обычно делались из бревен толщиной 10-15 см и располагались на расстоянии 35-40 см один от другого. По ним укладывался накат из сухих тростей гаоляна или, иногда, щепы. С двух сторон накат обмазывался особой смесью глины с соломой, а затем сверху по скату кровли накладывался слой обыкновенной глины толщиной 10-12 см. Поверх нее размещалась специальная серая черепица или плитки слоистого камня, которого много в Корее. На краях крыши и на коньке выкладывались из глины и черепицы валики, торцы которых завершались специальными украшениями, иногда скульптурного характера. Применение таких материалов делает корейскую кровлю чрезвычайно тяжелой, но в то же время этим сообщает зданию устойчивость.

В сельском строительстве для покрытия здания часто использовались стебли риса. Из них искусно сплетали специальные маты которые укладывали на скатах кровли. Сильные ветры, доходящие до 8-10 балов, нередко срывали такие соломенные крыши. Поэтому все строение сверху покрывалось специальными плетеными сетками с грузилами по свесам кровли.

Чердак в корейских домах старого типа большей частью отсутствует. Поэтому они делаются низкими, и высота жилых комнат достигает в них 2-2,2 м. Однако кубатура помещения увеличивается за счет пространства, образуемого уклоном кровли. В связи с этим кровля, как правило, делается утепленной. Это целесообразно и практично как зимой, так и летом: при сильных холодах она хорошо удерживает тепло; в знойное летнее время не дает помещению нагреваться. Иногда потолок из чисто эстетических соображений декорируется наклеенными на рейки листами толстой бумаги.

В корейском зодчестве широко применялись росписи конструктивных элементов здания. Яркие краски орнаментальных украшений в национальном стиле придавали им нарядный и радостный вид. Эта традиция - характерная особенность корейского зодчества. Те, кто выполнял эти работы, знали много способов закрепления красок на деревянных конструктивных элементах зданий. Секреты росписей полностью не раскрыты, однако стремление к декорированию зданий орнаментальными росписями не только существует и сохраняется, но и культивируется в народном зодчестве. Вот почему оно нас особенно интересует. Народное зодчество Кореи, безусловно, первоисточник великолепных произведений монументальной корейской архитектуры, в нем много поучительного и для мировой культуры. Это зодчество необходимо изучать систематически, упорно и настойчиво, вдумчиво и профессионально.

Комментариев нет:

Отправить комментарий