Просмотры страницы за последний месяц

среда, 15 июля 2015 г.

По прочтении сжечь. Пёрл-Харбор

По прочтении сжечь. Пёрл-Харбор

Стрелка часов неумолимо приближалась к цифре «1». Посол Номура ходил взад и вперед по кабинету. Он был одет для официальной встречи с Хэллом – в визитке и брюках в полоску, но на ногах оставались домашние туфли. Посол Курусу терпеливо сидел на ди­ване и курил, но вскоре тоже не выдержал и стал кру­жить по комнате.
Телеграммы с текстом меморандума были доставле­ны в посольство с большим опозданием. Их получали в Вашингтоне в течение всего вчерашнего дня, но вместо того чтобы посылать телеграммы адресату по мере по­лучения, администрация телеграфа накапливала их и доставила в посольство кипу депеш только к вечеру.
Расшифровка телеграмм заняла всю ночь. Затем надо было отпечатать текст меморандума начисто на англий­ском языке для вручения американскому правительству. Однако прибегать к помощи машинисток было катего­рически запрещено. Токио специально предупредил об этом! Машинистки – особы женского пола, а этот пол не предназначен для хранения государственных секре­тов. Поэтому на рассвете воскресного дня – седьмого декабря – чины японского посольства в Вашингтоне, разделив между собой текст, засели за «ундервуды» и «ремингтоны» и стали печатать. Одни – указательными, другие – средними пальцами обеих рук.
Но в программу экзаменов на звание дипломатиче­ского чиновника не включено искусство машинописи. Поэтому печатание шло крайне медленно, и никакие поторапливания со стороны обоих послов не помогали. Наоборот, понукания нервировали и смущали переписчиков, пальцы их попадали не на те клавиши. А делать помарки было нельзя – в историческом документе, предъявляемом правительству другой страны, неудобно стирать резинкой буквы, а тем более забивать их. При­ходилось вынимать испорченную страницу и заклады­вать новую.

Комментариев нет:

Отправить комментарий