Просмотры страницы за последний месяц

пятница, 15 июня 2012 г.

Мир придворных художников эпохи Чосон: между свободой искусства и строгостью протокола

Мир придворных художников эпохи Чосон: между свободой искусства и строгостью протокола:

Текст: Ко Мисок, специальный корреспондент отдела искусства газеты «Тонъа ильбо»
Фото: «Лиум», музей искусств компании «Самсунг»
Придворные художники, или «хвавоны», работали во дворце, где в их задачу входило скрупулёзное отображение на бумаге важных мероприятий и церемоний, проходящих в монаршей обители. Однако при этом их деятельность не ограничивалась простым созданием визуальных хроник, предназначенных для подтверждения легитимности власти и правопреемственности королевской семьи. «Хвавоны» занимали ведущие позиции в самых различных жанрах живописи — от идеалистической пейзажной живописи, которая традиционно считалась вотчиной интеллектуалов, до жанровой живописи, включая картины фривольного содержания. Другими словами, в эпоху Чосон «хвавоны» представляли собой профессиональных художников, которые, будучи наняты на государственную службу, выполняли целый спектр обязанностей, имеющих отношение к изобразительному искусству.
Придворные художники происходили из «чунъинов», или «средних людей» (в иерархической системе располагались ниже янбанов, но выше простолюдинов). В наше время их социальный статус соответствовал бы государственным служащим низшего ранга. В обществе государства Чосон, в котором главенствующей идеологией было конфуцианство, в силу ограничений, обусловленных строгой системой сословных различий и общей тенденцией презрительного отношения к ремесленному люду, лишь несколько произведений «хвавонов» смогло получить должную оценку. Это было связано с тем, что работы профессиональных художников в принципе находились в тени «мунин-хва», или «живописи учёных людей», которой представители знати занимались на досуге в качестве хобби. Нынешняя выставка «Придворные художники эпохи Чосон», организованная в музее «Лиум», в рамках которой представлено более 110 произведений «хвавонов», включая 1 работу из Списка национальных сокровищ Кореи и 12 работ из Списка сокровищ Кореи, призвана внести коррективы в бытующие предрассудки и выправить существующий дисбаланс, продемонстрировав зрителю весь блеск придворной живописи и чётко определив ту роль, которую «хвавоны» сыграли в становлении корейского изобразительного искусства той эпохи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий