Просмотры страницы за последний месяц

вторник, 9 февраля 2021 г.

Одна из тысяч людских судеб

Одна из тысяч людских судеб


По следам старых фотографий

Владимир ЛИ

Никифор Цзю (Хак Чер) родился в 1914 году в многодетной семье в одной из северных провинций Кореи. Беспросветная жизнь, нищета, голод заставили семью после долгих раздумий покинуть родные места и временно поселиться на границе с Россией, в глухой деревеньке, в надежде, что когда-нибудь они уйдут за кордон и найдут свое счастье в России. Доходили слухи, что обрусевшие корейцы, попавшие туда в 60-х годах ХIХ века, неплохо там устроились.

И вот однажды под покровом ночи две семьи тайно попытались пересечь границу, но были обнаружены пограничным нарядом. Сопровождавший их проводник-кореец тут же сбежал обратно вместе с горсткой бедолаг, не успевших преодолеть полосу болотистой земли и затеряться в тайге, но уже по ту сторону Кореи. В результате часть семьи – родители с двумя сыновьями оказались на российской стороне, а две старшие дочери – на корейской. Это трагическое разделение семьи еще долго будет кровоточить в их сердцах, пока не придет известие, что дочери, Э Гым и Хе Су умерли еще в 60-е прошлого века, так больше и не увидевшись со своими родными.

Юность Хак Чера прошла на Дальнем Востоке и совпала с тем историческим временем, когда его соплеменники из числа мужчин массово призывались под знамена Красной Армии, чтобы защищать восточные рубежи новой социалистической России. Уже на русской земле родители дали Хак Черу новое имя – Никифор. Не потому что оно им шибко понравилось – других имен они, вполне возможно, и не знали. Просто по соседству жила семья, где ее глава – крепкий, широкоплечий мужчина с окладистой бородой и голубыми глазами – носил это архаичное, с трудом выговариваемое даже коренными жителями имя. А дальше в семье его были: сыновья Леонид и Арсений, дочери Арина и Ася. Как вы и догадываетесь, когда Никифор женился в его семье почти все имена повторились: появились сын Леонид, дочери Арина и Ася, а спустя годы и зять Арсений (которого, кстати, Никифор с супругой Антониной так и не увидели) – просто случайное совпадение.

Говорят Никифор прослужил в Красной Армии несколько лет, но участия в военных операциях не принимал, а после увольнения в запас там же, в Приморье окончил курсы бухгалтеров.

В печально известном 1937 году их эшелон с переселенцами попал в Каратальский район Казахстана. К тому времени Никифору исполнилось уже 23 года. Вместе с родителями и братом Дон Гиром они обустраиваются на новом месте Никифор обзаводится семьей, здесь рождаются дети Леонид, Людмила, Арина и Ася. Здесь завершают свой земной путь и родители Никифора. В пятидесятые годы родственники, попавшие в Узбекистан, уговаривают их переехать. Так семья Никифора оказывается в Беговате. Чуть позже его брат, Дан Гир, обоснуется вместе с семьей на знаменитом тогда Куйлюке.

В Беговате (Бекабаде) – одном из тогдашних центров корейских переселенцев в Узбекистане – Никифор Цзю проработает почти 15 лет в системе городского газового хозяйства в должности главного бухгалтера. Здесь рождается их младшая дочь Светлана. И здесь же в 1966 году в возрасте 52 лет он покидает этот бренный мир. А спустя четыре года не стало и его жены Ким Антонины. Они умерли относительно еще очень молодыми, так и не увидев своих десятерых внуков и почти столько же правнуков.


PS. Никифор и Антонина – это были мои будущие тесть и теща, которых я никогда не видел – только вот на этих чудом сохранившихся фотографиях 30-х и 50-х годов прошлого века. Вечная им память!

На снимках: Никифор Цзю (справа) на службе; Никифор с сотрудниками Беговатского горгаза; Антонина Ким.

***

Источник: Vladimir Li

Мы в Telegram

Комментариев нет:

Отправить комментарий