Корейские школы, организованные Чхве Джэхёном и другими просветителями, сыграли огромную роль в просвещении корейского населения, появлении и формировании в его среде совершенно новых, воспитанных в духе русской культуры и просвещения людей в лице учителей, промышленников, чиновников, торговцев, офицеров, священников и т. д. Образно выразился в этой связи владивостокский публицист Н. Амурский в статье «Немного о корейцах», опубликованной в газете «Далекая окраина» 30 ноября 1909 г.: «С понятием о корейцах у большинства, особенно незнакомых с местной жизнью, связывалось представление как о чернорабочих или «землеробах».
Между тем это не так. Скоро, кажется, не будет области в жизни, где не было бы корейцев. Есть корейцы — священники, учителя, офицеры. Корейцы — чиновники отлично усваивают канцелярскую мудрость. Корейцы — приказчики являются расторопными служащими магазинов. Правда, мы не видим еще корейцев — медиков, корейцев — адвокатов, корейцев — инженеров, но они, по-видимому, скоро будут.
Насколько корейцы могут быть хорошими техниками, можно судить хотя бы по следующему. Несмотря на недолгое существование электрических предприятий, среди корейцев есть немало специалистов — мастеровых по работе при этих электрических предприятиях. Некоторых даже нелегко заменить нашими рабочими — так они ценны как мастеровые. Немало искусных мастеров и в других областях.
Познакомившись с нашими средними учебными заведениями, вы найдете немало корейцев. Многие уже в высших классах. Характерное явление, несмотря на небольшой процент корейских детей, не редкость встретить их среди первых лучших учеников. Они и дадут то, чего среди корейцев не достает.
В то же время нельзя обойти и того существенного факта, что среди корейцев — промышленников и торговцев немало людей очень развитых и в такой степени обладающих русской речью, как не многие наши соотечественники того же класса»
Комментариев нет:
Отправить комментарий