Просмотры страницы за последний месяц

понедельник, 20 августа 2012 г.

выборы, выборы...

выборы, выборы...:
Написал статью к выборам в ЮК - речь идёт об одной забавной черте южнокорейской избирательной системы.


В конце этого года в Южной Корее должны состояться очередные президентские выборы. Ясно, что главными соперниками на выборах будут кандидаты от Партии Сэнури («Партии нового мира»), Единой Демократической партии. Некоторую роль сыграет и кандидат от Объединенной Прогрессивной партии, хотя надежды на победу у этого кандидата не будет.  Примут участие в выборах и несколько кандидатов от маргинальных партий, для которых, как говорится, «главное не победа, а участие».

Понятно, что иностранным наблюдателям, не искушенным в корейской политике, хочется разобраться, что представляет собой «Партия нового мира» или, скажем, Единая Демократическая партия. Сами по себе названия партий не говорят неискушенному человеку ровным счетом ничего – кто же в наши дни против демократии (по крайней мере, на словах),  кому не хотелось бы прогресса, кто не мечтает о прекрасном (конечно же) новом мире? Поэтому естественным представляется желание ознакомиться с историей партий – и вот тут-то любопытного иностранца и ожидает сюрприз. 

Дело в том, что никакой «истории» у корейских партий нет.  «Партия нового мира», которая выглядит фаворитом в предвыборной кампании, была образована в феврале этого года. Единая Демократическая партия была основана в 2008 году. Третья из упомянутых выше партий – Единая Прогрессивная – существует с 2011 года. 

Ни одной из основных корейских политических партий формально не существовало во время прошлых президентских выборов, которые прошли в конце 2007 года. Тогда между собой  соревновались Единая Новая Демократическая партия, Партия Великой страны и Демократическая партия труда,  а также десяток мелких партий и групп. Впрочем, если мы посмотрим на корейские партии 2007 года, мы увидим знакомую картину: почти все эти партии  были созданы незадолго до выборов. 

У неподготовленного человека это может создать картины крайней нестабильности и этакого политического калейдоскопа. Однако такое впечатление является абсолютно ошибочным.

В действительности современная Южная Корея – это общество, в котором, как раз, существует несколько очень стабильных политических сил, каждая из которых обладает своей, достаточно четко выраженной, идеологией и программой. Показательно, что такой феномен как массовая миграция депутатов в партию власти в Корее встречается достаточно редко (хотя встречается).

При этом в Корее по каким-то причинам не возникло традиции устойчивых партий. Корейские политические партии – это временные, едва ли не декоративные структуры, которые обычно создаются к очередным выборам. Однако всем корейцам понятно, какую именно идеологическую платформу представляет та или иная партия. По сути, в корейской политике принято регулярно проводят то, что в бизнесе именуется ребрендингом. Раз в несколько лет меняется внешняя форма подачи идеологии, и соответствующая партия как бы создаётся заново, но при этом остаётся прежней не только идеологическая и политическая платформа партии, но и состав её руководства. Можно сказать, что в южнокорейской политике партия – это просто очередной аватар определённой идеологии. 

В последние 20 лет в Южной Корее таких политико-идеологических платформ, по большому счету, три. Во-первых, это умеренные правые, где-то похожие на британских консерваторов. Нынешним аватаром правых является «Партия нового мира». Во-вторых, это умеренные левые, напоминающие европейских правых социал-демократов, но с необычно сильным для нынешних европейских левых национализмом. Их представляет Единая Демократическая партия.  В третьих, это радикальные левые, по позиции в целом близкие к еврокоммунистам, но при этом националистические – ныне они именуют себя Единой Прогрессивной Партией. 

Корейский избиратель все это отлично понимает, и не теряется в кажущемся хаосе корейской партийной жизни. Для избирателя вполне очевидно, что, например, «Партия нового мира» - не более чем текущая ипостась (или очередной аватар) Партии Великой страны, которая участвовала в выборах 2007 года. Избиратель также знает, что Единая  Демократическая Партия – это та же самая умеренно-левая партия, которая на выборах 2007 года именовалась Единой Новой Демократической партией, а до этого была известна как «Наша Открытая Партия».  

На следующих президентских выборах, которые состоятся в 2017 году, корейским избирателям предстоит, скорее всего, голосовать за какие-то совсем новые партии, под новыми и достаточно цветистыми названиями. Однако можно быть уверенным, что партии эти будут представлять все те же три основные идеологические платформы, и что руководить ими будут те же люди, которые руководят партиями соответствующих направлений сейчас. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий