Просмотры страницы за последний месяц

вторник, 28 октября 2014 г.

Александр Кан. Свидание с комнатой (Описание одной борьбы)

Александр Кан. Свидание с комнатой (Описание одной борьбы)

Вспоминая давнее-ушедшее-былое, я вновь утверждаю, что ужас человеческого существования заключается в том, что в силу тех или иных обстоятельств ты вынужден проживать свою жизнь по законам, придуманным не тобой, и вообще не имеющим к тебе никакого отношения. Итак, я вспоминаю школу, класс за классом, все детерминировано от и до, шаг влево, шаг вправо, равносильно  расстрелу, не вдаваясь в подробности, я вновь окунаюсь в то давнее чувство стыда, если не преследовавшее меня по пятам, то набрасывавшееся на меня хищным зверем, с пугающей регулярностью, причем за какие-то смешные проделки, – опоздал, пропустил, не выучил… Я помню, как меня отчитывал за что-то наш школьный директор, не лицо, а маска, почему-то под толстым слоем пудры, словно там, под маской –дыры или дыра, он брызгал в меня ядовитой слюной, а челюсть ходила ходуном, вот-вот отвалится – о боже, как страшен, оказывается, вблизи человек! – и я уже, руки по швам, смиренным столбиком, проваливался сквозь землю…
Затем институт, уже полегче, занятия, пары, пустоты, один раз пропустишь – ничего, не больно, не страшно, затягивает как любое впалое, но вот потом, когда пошли зачеты и экзамены, буквально шкуру сдирали, здесь следует пояснить, что учился я в техническом, режимном, от оборонной промышленности, то есть свобода наша была ограничена по сравнению с теми же творческими, гуманитарными вузами, имел возможность после сравнить, а если вел себя вольно, то тут же сообщали, стукачи, система доносов работала отлаженно. В общем, –  к чему я все это говорю? – когда мы окончили институт, в 1983-м, то с таким наслаждением и ожиданием чего-то чудесного бросились навстречу свободе или той паузе, дыре, лакуне, до поступления на работу, строго по распределению, такие в советские времена были законы, и пауза эта могла длиться год, два, три, а то и не заканчивалась никогда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий