В одном из недавних интервью Карен Шахназаров заметил: «Уровень кинематографа определяется, прежде всего, именами режиссеров». И это действительно так: уровень [южно] корейского кино 1960 — начала 1970-х гг. в значительной степени определяется именем Син Санока. Рядом с ним работают Ли Манхи, Ким Гиён, Ю Хён- мок, Ким Суён. Но именно Син Санок — главная фигура, определяющая достижения корейского кино 1960-х, времени его расцвета.
Имя Син Санока вряд ли известно кому-нибудь в России, за исключением корееведов, и то далеко не всех, поэтому это предварительное знакомство с режиссером можно было бы — по аналогии — назвать «Кто Вы, господин Син Санок?» или «Здравствуйте, господин Син Санок!». Знакомство это будет весьма приблизительным, поскольку для более основательного необходимо и более глубокое погружение в творческий мир режиссера, что невозможно в силу ряда обстоятельств, а именно: мне известны только 7 фильмов из почти 74 (!), снятых им (правда, 10 из них, как ни странно, не сохранились), и пока неизвестны недавно изданные мемуары Син Санока Нан, ёнхваётта «I, was Film» («Я и был кино»). В имеющихся же в моем распоряжении материалах отсутствует серьезный анализ творчества режиссера, зато немало разночтений и просто неточностей, и много внимания уделяется не столько творчеству, сколько «осуждениям» его взаимоотношений с Пак Чонхи и Ким Чениром, в частности смакованию того факта, был он похищен в 1978 г. северокорейскими агентами или все же бежал сам? Не вдаваясь в подробности и не владея всей полнотой материала, — если это вообще возможно — выскажу два предположения, основываясь на беседе с С. О. Курбановым. Первое: Син Санок действительно много общался, встречался с президентом Южной Кореи Пак Чонхи, которому нравились фильмы Сина, он пересматривал их, даже, говорят, мог прослезиться. Однако это происходило в начале 1960-х гг., когда Пак Чонхи, по словам С. О. Курбанова, еще не был «абсолютным диктатором». Он покровительствовал режиссеру, поддерживал созданную им киностудию, где было снято более 30 картин. Корейские же киноведы считают, что такие фильмы Сина, как «Вечнозеленое растение» (Санноксу, 1961) или «Рис» (Ссаль, 1963), поддерживали диктатуру Пак Чонхи. Однако следует напомнить, что, по исследованиям С. О. Курбанова, абсолютным диктатором Пак стал не ранее 1972 г. (и уже в 1973 г. по его распоряжению студия «Син-фильм» была закрыта). Подобных исторических аналогий можно привести много, но приведу, как мне кажется, менее известную: Муссолини покровительствовал выдающемуся итальянскому композитору Отторино Респиги (1879-1936), и иногда этот факт возникает как «пятно на репутации» композитора…
Комментариев нет:
Отправить комментарий