Просмотры страницы за последний месяц

воскресенье, 9 июня 2013 г.

Про 10 июня 1987 г. в Южной Корее

Про 10 июня 1987 г. в Южной Корее:

С марта 1986 г. в крупных городах Республики Корея разверну­лось движение за сбор подписей в поддержку изменения Конститу­ции страны и введение прямых президентских выборов. Однако пово­ротным, предопределившим конец диктаторской власти в Республике Корея стал 1987 г. Тогда до Сеульской олимпиады, которая должна было помочь Южной Корее стать более открытой и лучше известной мировому сообществу, оставался всего один год.

Несмотря на то, что на протяжении всего 1986 г. в стране актив­но развертывалось народное движение за изменение Конституции, 13 апреля 1987 г. Чон Духван выступил с заявлением о том, что будут предприняты меры для сохранения старой Конституции. Для того чтобы обеспечить в стране стабильность и порядок в преддверие при­ближающейся Олимпиады, он предложил провести выборы коллегии выборщиков, а затем, в текущем 1987 г., — президента. Вопрос обсуж­дения нового проекта Конституции предлагалось перенести на время после Сеульской олимпиады.

Подобное заявление вызвало мощное сопротивление со стороны народа Южной Кореи, во главе которого встали оппозиционные по­литики. 1 мая 1987 г. была образована новая Партия объединения и демократии (Тхониль минчжудан, сокращенное корейское назва­ние — Минчжудан, «Демократическая партия»), председателем кото­рой стал один из самых известных и популярных лидеров оппозиции Ким Ёнсам. На должность «постоянного советника» партии был из­бран Ким Дэчжун, которому тогда еще не было возвращено право за­нятия политической деятельностью. Демократическая партия стала ядром новой всекорейской антиправительственной организации, со­зданной 27 мая 1987 г. и получившей название Штаб гражданского движения за демократическую Конституцию (или просто — Граждан­ский штаб). Целью Штаба стала организация и руководство народным движением за новую Конституцию, а значит и за смену всей полити­ческой системы.

Таким образом, в 1987 г. впервые за всю историю демократическо­го движения Республики Корея народные выступления были органи­зованными и руководимыми из единого центра.

10 июня 1987 г. при активном участии Штаба в 18 городах страны прошли народные митинги, на которых звучали призывы отмены «мер по защите Конституции от 13 апреля», ликвидации политическо­го давления властей, расследования дела студента Сеульского универ­ситета Пак Чончхоля, погибшего в январе 1987 г. под пытками поли­цейских. На подавление демонстраций, продолжавшихся до 15 июня, по всей стране было задействовано до 60 тыс. полицейских. За это время демонстранты совершили нападения на мэрию, 15 полицейских участков и другие правительственные учреждения. По официальным (неполным) данным, в столкновениях пострадали 708 полицейских и 30 демонстрантов.

Однако на этом серия народных выступлений, вдохновленных и организованных Гражданским штабом, не завершилась. 18 июня в 14 городах Республики Корея с новой силой вспыхнули антиправитель­ственные демонстрации, объединенные лозунгом запрета использова­ния полицией гранат со слезоточивым газом. В этот день центрами народных выступлений стали Сеул и Пусан, а в последующие дни самые массовые демонстрации происходили в южных городах Кванчжу и Сунчхон. Наряду с требованием запрета использования гранат со слезоточивым газом, участники антиправительственных выступ­лений выдвигали лозунги об отмене «мер по защите Конституции» и свержения диктатуры.

20 июня 1987 г. Гражданский штаб выступил с заявлением, в ко­тором еще раз подтверждались требования, выдвинутые демонстран­тами, а также содержался призыв освободить участников-активистов демонстраций 10 июня, арестованных властями. В заявлении Гражданский штаб предупреждал о том, что в случае неудовлетворения предъявленных требований будет организована еще одна общегосу­дарственная антиправительственная акция «Мирный марш проте­ста». Таким образом, было еще раз продемонстрировано, что анти­правительственные народные силы находятся под контролем Граж­данского штаба, а значит, представляют огромную, практически несо­крушимую силу.

Времени диктатуры в Республике Корея пришел конец. Сам факт возможности публикации подобного заявления свидетельствовал о том, что средства массовой информации страны уже являются в из­вестной степени свободными. 24 июня 1987 г. Чон Духван пошел на переговоры с Ким Ёнсамом, лидером Партии объединения и демокра­тии, стоявшей во главе Гражданского штаба, для того, чтобы попы­таться стабилизировать положение в стране мирным путем и найти приемлемые пути выхода из сложившегося политического кризиса.

Несмотря на переговоры, 26 июня по всей стране начался так назы­ваемый «Мирный марш», охвативший 33 города. Однако марш ока­зался совсем не таким «мирным», как гласило его название: были разгромлены 31 полицейский участок, 4 провинциальных представи­тельства правящей Партии демократии и справедливости.

Властям, которые, очевидно, к этому времени уже не располага­ли эффективными средствами подавления подобных широкомасштаб­ных народных выступлений, пришлось пойти на уступки. 29 июня 1987 г. Ро Дэу как представитель правящей Партии демократии и справедливости, а также кандидат на будущих президентских выбо­рах (был выдвинут в качестве кандидата еще 10 июня 1987 г.) вы­ступил с сенсационным обращением. В нем говорилось, что он при­нимает требования оппозиционных партий и народа и заверяет, что уже в текущем году произойдут президентские выборы и в феврале 1988 г. будет сформировано новое правительство. При этом Конститу­ция Республики Корея будет пересмотрена так, что страна вернется к прямым президентским выборам, в полной мере будет разрешена свобода слова, расширятся основные права граждан, начнет реали­зовываться политика местного самоуправления, система образования станет более самостоятельной, всем политическим партиям будет га­рантирована свобода деятельности.

Заявление лидера правящей партии от 29 июня означало победу демократических сил Республики Корея. Оно продемонстрировало то, что бывшая «диктатура» уже не имела силы, так как ей не удалось справиться с народными волнениями. В отличие от предшествующих периодов истории, даже не была предпринята попытка объявления чрезвычайного положения. Возможно, Чон Духван сознательно шел навстречу неизбежной тенденции демократизации южнокорейского общества.

Летом и осенью 1987 г. Национальное собрание занималось раз­работкой и обсуждением очередной, девятой по счету, редакции Кон­ституции. В то же время, в июле-сентябре 1987 г., несмотря на победу движения за демократию, народные выступления не прекратились, а перешли в иное русло. За этот период образовалось более 1000 новых профсоюзов, а по числу выступлений рабочих 1987 г. стал рекордным по сравнению со всем предшествующим периодом истории начиная с 1960 г.

Всенародный референдум по новой Конституции состоялся 27 ок­тября 1987 г. За нее проголосовало более 93% избирателей, приняв­ших участие в голосовании (78,2%). Конституция была официально обнародована 29 октября. Новый Основной закон Республики Корея вводил прямые президентские выборы и лимитировал срок президент­ских полномочий пятью годами. Значительно ограничивалась власть президента: из его ведения изымалось право объявления чрезвычай­ного положения и право роспуска Национального собрания. При этом были расширены полномочия самого Национального собрания. Новая Конституция также значительно расширяла права граждан и впервые в истории Республики Корея вводила конституционный суд.

Текст взят из книги C.О. Курбанова «История Кореи с древности до начала XXI века».

Комментариев нет:

Отправить комментарий