А. Ланьков |
В северокорееведении (а точнее, в
кимченироведении) случилась сенсация. В Японии вышла в свет книга, в
основном состоящая из интервью и писем Ким Чен Нама – старшего сына
покойного Ким Чен Ира и, соответственно, брата нынешнего
северокорейского Высшего Руководителя Ким Чен Ына.
В отличие от остальных членов северокорейского
правящего семейства Ким Чен Нам был известен тем, что не избегал
контактов с иностранными корреспондентами, если тем удавалось
перехватить его за границей, где-нибудь в аэропорту или в отеле.
Автор книги – японский журналист, корреспондент
газеты «Токио симбун» Ёдзи Гоми, который случайно встретился с Ким Чен
Намом в пекинском аэропорту осенью 2004 года. При встрече он передал Ким
Чен Наму свою визитную карточку – нисколько не рассчитывая на
результат. К его удивлению, вскоре Ёдзи Гоми обнаружил в своем
компьютере письмо, написанное Ким Чен Намом. С этого момента началась их
переписка, которая с перерывами продолжалась семь лет. Именно эта
переписка (около 150 писем), а также продолжительное интервью, которое в
январе 2011 года Ким Чен Нам дал Ёдзи Гоми в Макао, и стали основой
текста книги.
Тут следует объяснить, кто такой Ким Чем Нам и
какое место он занимает в северокорейской правящей структуре. Покойный
Ким Чен Ир – второй правитель династии Кимов – отличался немалой
склонностью к женскому полу и имел детей от многих женщин. С конца
1960-х годов на протяжении нескольких лет Ким Чен Ир жил с популярной
киноактрисой Сон Хе Рим. Именно она и стала матерью Ким Чен Нама,
который родился в 1970 году.
Через несколько лет после этого Сон Хе Рим
впала в тяжелейшую депрессию, лечиться от которой её отправили в Москву,
где она и провела последние годы своей жизни (умерла в 2002 г. и
похоронена в России). Ким Чен Ир тем временем сошёлся с
красавицей-танцовщицей Ко Ен Хи, которая родила ему двух сыновей,
младший из которых – нынешний правитель Северной Кореи, Высший
Руководитель Генерал Ким Чен Ын.
Ким Чен Нам учился в средней школе Швейцарии,
потом некоторое время находился в Пхеньяне, а около 2000 года
обосновался в Макао, где и живет в настоящее время, предположительно,
занимаясь там бизнесом на предоставленные ему Пхеньяном деньги.
Едва ли не главная тема книги – это вопрос о
возможности (или же, соответственно, невозможности) провести в КНДР
социально-экономических реформы китайского типа. В мире популярно
мнение, что реформация в китайском стиле резко улучшит ситуацию в
Северной Корее, создаст условия для быстрого экономического роста и со
временем решит все основные проблемы страны. Вот уже четверть века
многие наблюдатели и политики ждут, что северокорейское руководство
начнет долгожданные реформы в самое ближайшее время.
Однако скептики – включая и меня самого – этих
ожиданий не разделяют. Северная Корея сильно отличается от Китая тем,
что это разделенная страна, поэтому попытка провести реформы китайского
образца может стать политическим самоубийством. Результатом таких реформ
станет стремительное распространение сведений о южнокорейском
процветании и ослабление страха перед властями, а в итоге – потеря
внутриполитической стабильности и объединение страны с Южной Кореей на
южнокорейских условиях, по германскому образцу.
Высказывания Ким Чен Нама по вопросу реформ
противоречивы, но в целом подтверждают правоту скептиков. Ким Чен Нам
признает, что реформы – единственный способ радикально улучшить
благосостояние народа. В некоторых случаях Ким Чен Нам даже прямо
говорит, что северокорейское руководство должно провести реформы
китайского образца. Впрочем, временами Ким Чен Нам говорит о реформах в
совсем ином тоне, подчеркивая, что проведение реформ в северокорейских
условиях по политическим причинам является чрезвычайно рискованным
делом.
Ким Чен Нам опасается, что в специфической
ситуации, в которой находится Северная Корея, реформы могут привести к
политической дестабилизации. В январе 2011 г. он сказал во время
интервью: «Я лично полагаю, что экономическая реформа и открытость
являются лучшим способом, для того чтобы сделать жизнь северокорейского
народа зажиточной. [Однако] с учетом специфики Северной Кореи есть
опасения, что экономическая реформа и открытость приведут там к падению
нынешнего строя».
Откровеннее выразиться трудно – впрочем, в этих
заявлениях нет ничего совсем уж неожиданного. Как уже говорилось выше,
многие из специалистов по северокорейской политике уже давно считают,
что северокорейское руководство видит ситуацию именно таким образом.
По словам Ким Чен Нама, северокорейское
руководство неоднократно обсуждало возможность проведения реформ. С 2006
года его дядя Чан Сон Тхэк, на протяжении двух десятилетий курировавший
вопросы экономической политики, специально изучал вопрос о политической
и экономической целесообразности повторения китайского опыта. Если
верить Ким Чен Наму, его отец Ким Чен Ир был немало впечатлен тем, что
во время официальных визитов видел в Китае, но по здравом размышлении с
реформами все равно решил не связываться.
При этом Ким Чен Нам демонстрирует замечательно
здравое (и циничное) отношение к идеологическим вывертам: «Когда в
Северной Корее говорят о создании сильной державы, они говорят, что это
должна быть держава, сильная в идеологическом, военном и экономическом
отношении. Поскольку идеологию увидеть нельзя, то достаточно просто
заявлять, что держава идеологически сильна – и можно считать, что она
идеологически сильна. А вот экономика – это наука, основанная на
цифрах». Не имеет иллюзий Ким Чен Нам и по поводу состояния
северокорейской экономики: «Когда люди живут в такой нищете, все эти
разговоры о «сильном и процветающем государстве» лишены смысла».
Другая тема – это передача власти по
наследству, которая превратила Северную Корею в монархию. По этому
поводу Ким Чен Нам тоже занимает двойственную и, скорее всего, вполне
реалистическую позицию. С одной стороны, он говорит, что сам не согласен
с принципом наследования власти. Более того, Ким Чен Нам утверждает,
что даже сам его отец Ким Чен Ир изначально был против идеи с
наследственной передачи власти и изменил свое мнение лишь в последние
годы жизни. Ким Чен Нам признает: «Сейчас, после того, как прошло время
феодальных династий, принцип передачи власти по наследству не может не
вызывать ироническую усмешку».
В то же время Ким Чен Нам оговаривается, что
население страны воспринимает передачу власти по наследству как
естественную: «Северокорейское население привыкло следовать за «родом с
горы Пэктусан», так что думается, что в случае появления преемника, с
этим родом не связанного, может возникнуть нестабильность […] Хотя я и
выступаю против передачи власти по наследству, наследование нельзя было
не проводить, исходя из соображений сохранения внутренней стабильности».
Эта мысль в книге звучит неоднократно: при всей своей странности и
анахроничности, передача власти по наследству может иметь политический
смысл, так как способствует сохранению политической стабильности в
Северной Корее (а нестабильность там, как неустанно подчеркивает Ким Чен
Нам, опасна для всех).
В книге поднимается и тема ядерного оружия. По
этому вопросу Ким Чен Нам выражает поддержку ядерной политики КНДР, по
сути, повторив обычный (и, в общем-то, довольно обоснованный) аргумент
«если всем можно, то почему нам нельзя?».
Разумеется, часто встает вопрос и об отношении
Китая к северокорейским делам и самому Ким Чен Наму, который вот уже
почти 15 лет проживает в Макао. То есть на территории, находящейся под
юрисдикцией Пекина. Ким Чен Нам отзывается о Китае достаточно
дружелюбно, но без излишнего энтузиазма. В частности, Ким Чен Нам
говорит, что Китай, дескать, не собирается без крайней необходимости
вмешиваться во внутренние дела КНДР и что Китай прежде всего озабочен
стабильность на своих границах (скорее всего, именно так дело и
обстоит). С другой стороны, Ким Чен Нам отмечает, что сейчас Китай
устанавливает контроль над северокорейской экономикой: «Китайская
стратегия инвестиций в Северную Корею в средне- и долгосрочном плане
направлена на подчинение северокорейской экономики, и с точки зрения
Северной Кореи эту стратегию приветствовать невозможно».
Эти замечания представляют особый интерес,
потому что Ким Чен Нама многие считают потенциальным «пекинским
кандидатом» в случае каких-то неожиданных поворотов ситуации в Северной
Корее. Подразумевается, что если в Северной Корее к власти придет
прокитайский режим (а такой сценарий в долгосрочной перспективе
представляется достаточно вероятным), то именно Ким Чен Нам может стать
формальным руководителем такого режима.
Ким Чен Нам прямо говорит, что китайские
власти, с одной стороны, следят за ним, а с другой стороны – его
охраняют. Впрочем, к постоянному присутствию в своем непосредственном
окружении агентов разнообразных держав и прочих людей в штатском Ким Чен
Нам относится в самом буквальном смысле слова по-философски: «Быть
объектом то ли слежки, то ли охраны – такова уж моя судьба, которую
нельзя изменить. Лучше всего жить, наслаждаясь своей судьбой, если ее
изменить нельзя».
При этом Ким Чен Нам всячески подчеркивает, что
в настоящее время он не имеет отношения к северокорейской политике. Не
исключено, кстати, что и само решение выйти на контакт с иностранной
прессой связано, в первую очередь, с желанием дистанцироваться от
официального Пхеньяна, политику которого Ким Чен Нам в общем не слишком
одобряет, хотя иногда, кажется, и считает неизбежным злом.
Показательно, кстати, что Ким Чен Нам сказал,
что за всю свою жизнь он ни разу не встречался со своим братом по отцу
Ким Чен Ыном. Это весьма вероятно: Ким Чен Ир не поощрял общения между
своими подругами и их детьми. Если верить прессе, то отношения между Ким
Чен Намом и его сводным братом – напряженные. Из интервью кажется, что
Ким Чен Нам стремится не бросать брату вызов напрямую, но и не
испытывает к нему особой симпатии.
Можно ли считать появление этой книги сигналом,
что Ким Чен Нам решил стать самостоятельной политической фигурой? Или,
наоборот, книга – доказательство его желания отстраниться от политики и
снять с себя ответственность за происходящее на родине? Ответы на эти
вопросы пока остаются неизвестными. Но, в любом случае, выход в свет
книги Ким Чен Нама – это немалое политическое событие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий