Просмотры страницы за последний месяц

четверг, 7 октября 2021 г.

Жанр Хваджохва («Цветы и птицы») в корейской традиционной живописи позднего периода Чосон (XVIII — начало XX вв.)

Жанр Хваджохва («Цветы и птицы») в корейской традиционной живописи позднего периода Чосон (XVIII — начало XX вв.)

Екатерина Александровна Вострикова
Сотрудник Международного центра корееведения Института стран Азии и Африки
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,
соискатель Кафедры истории искусств и гуманитарных наук
Московской государственной художественно-промышленной
академии имени С.Г. Строганова
Москва, Россия

Аннотация: Настоящая статья посвящена худо­жественному жанру хваджохва («цветы и птицы») позднего периода Чосон (XVIII — начало XX вв.). В исследовании обозначен историко-культурный кон­текст, прослежена стилевая эволюция жанра «цветы и птицы». Отмечены национальные особенности, присущие корейской живописи хваджохва, а так­же влияние традиционных китайских стилей и за­падноевропейских живописных техник на жанр «цветы и птицы». Автор очерчивает круг ведущих художников, работавших в данном жанре.

В XVIII в. направление «цветы и птицы» в Корее претерпело значительную трансформацию. Твор­чество профессиональных художников Чон Сона и Пён Санбёка демонстрирует новый реалисти­ческий поход к живописи хваждохва. Художники стали тщательно наблюдать за структурными ха­рактеристиками изображаемых объектов живой природы. Признанным мастером жанра «цветы и птицы» также являлся художник Сим Саджон, его творчество базировалось на живописных принци­пах и эстетике китайской «южной школы», влияние которой было очень сильно в Корее.

Ведущий художник позднего периода Чосон Ким Хондо для своих произведений с цветами и пти­цами в качестве фона активно использовал тра­диционный пейзаж, однако в изображении живых существ ушёл от формальных шаблонов, вписывая птиц в реалистические сцены природы. Ким Хондо внёс большой вклад в развитие корейской тради­ционной живописи и жанра хваджохва.

Популярность жанра «цветы и птицы» в позд­ний период Чосон во многом связана с экономиче­ским ростом и улучшением благосостояния рядовых обывателей. Большая часть произведений данного направления создавалась художниками из народа, это были образцы так называемой народной живо­писи минхва, которая развивалась в соответствии с запросами нового заказчика, выходца из низших и средних сословий. Такие произведения сочетали в себе благопожелательные символы и были вопло­щением высшей гармонии природы, однако также стали использоваться просто для украшения дома.

В живописи хваджохва XIX в. отразился новый подход к передаче личных переживаний худож­ника, такие веяния смешались с традиционной «живописью идей». Жанр «цветы и птицы» обрёл свободный стиль и транслировал свежие эстетиче­ские ощущения под влиянием творчества худож­ника Чан Сынъопа, живописные подходы которого были продолжены и развиты мастерами уже в са­мом конце эпохи Чосон.

Комментариев нет:

Отправить комментарий