Екатерина Александровна Вострикова
Сотрудник Международного центра корееведения Института стран Азии и Африки
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,
соискатель Кафедры истории искусств и гуманитарных наук
Московской государственной художественно-промышленной
академии имени С.Г. Строганова
Москва, Россия
Аннотация: Настоящая статья посвящена художественному жанру хваджохва («цветы и птицы») позднего периода Чосон (XVIII — начало XX вв.). В исследовании обозначен историко-культурный контекст, прослежена стилевая эволюция жанра «цветы и птицы». Отмечены национальные особенности, присущие корейской живописи хваджохва, а также влияние традиционных китайских стилей и западноевропейских живописных техник на жанр «цветы и птицы». Автор очерчивает круг ведущих художников, работавших в данном жанре.
В XVIII в. направление «цветы и птицы» в Корее претерпело значительную трансформацию. Творчество профессиональных художников Чон Сона и Пён Санбёка демонстрирует новый реалистический поход к живописи хваждохва. Художники стали тщательно наблюдать за структурными характеристиками изображаемых объектов живой природы. Признанным мастером жанра «цветы и птицы» также являлся художник Сим Саджон, его творчество базировалось на живописных принципах и эстетике китайской «южной школы», влияние которой было очень сильно в Корее.
Ведущий художник позднего периода Чосон Ким Хондо для своих произведений с цветами и птицами в качестве фона активно использовал традиционный пейзаж, однако в изображении живых существ ушёл от формальных шаблонов, вписывая птиц в реалистические сцены природы. Ким Хондо внёс большой вклад в развитие корейской традиционной живописи и жанра хваджохва.
Популярность жанра «цветы и птицы» в поздний период Чосон во многом связана с экономическим ростом и улучшением благосостояния рядовых обывателей. Большая часть произведений данного направления создавалась художниками из народа, это были образцы так называемой народной живописи минхва, которая развивалась в соответствии с запросами нового заказчика, выходца из низших и средних сословий. Такие произведения сочетали в себе благопожелательные символы и были воплощением высшей гармонии природы, однако также стали использоваться просто для украшения дома.
В живописи хваджохва XIX в. отразился новый подход к передаче личных переживаний художника, такие веяния смешались с традиционной «живописью идей». Жанр «цветы и птицы» обрёл свободный стиль и транслировал свежие эстетические ощущения под влиянием творчества художника Чан Сынъопа, живописные подходы которого были продолжены и развиты мастерами уже в самом конце эпохи Чосон.
Комментариев нет:
Отправить комментарий