Екатерина Александровна Вострикова
Сотрудник Международного центра корееведения Института стран Азии и Африки
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,
соискатель Кафедры истории искусств и гуманитарных наук
Московской государственной художественно-промышленной академии
имени С. Г. Строганова
Москва, Россия
Аннотация. Настоящая статья посвящена художественному жанру хваджохва («цветы и птицы») раннего и среднего периодов Чосон (конец XIV — конец XVII вв.).
В исследовании обозначен историко-культурный контекст, а также стилевая эволюция жанра «цветы и птицы», выявлены основные термины для его обозначения, представлены отдельные художественные направления, рассмотрены техники и приёмы, применявшиеся в корейской традиционной живописи. Автор также очерчивает основной круг художников, работавших в данном жанре в обозначенный период.
Уже в ранний период Чосон (1392 — ок. 1550) жанр хваджохва занял особое место в традиционной корейской живописи и смог достичь высокого уровня художественной зрелости. Яркие картины в жанре «цветы и птицы», выполненные в академическом стиле придворной живописи, стали самыми распространёнными и показательными для данного исторического периода. В процессе становления и укрепления позиций новой династии Ли художники выполняли социальный заказ правящих кругов, поэтому произведениям свойственен оптимистический настрой, композиции полны идиллии и гармонии с окружающим миром. Самым ярким представителем этого направления был художник Ли Ам, который заложил основы развития жанра хваджохва в Корее. В это же время художники-интеллектуалы начинают создавать небольшие пейзажи с птицами, выполненные только водой и тушью. Родоначальником этого живописного направления по праву считается учёный-конфуцианец Ким Джон.
Для среднего периода Чосон (ок. 1550–1700) характерен расцвет жанра хваджохва в технике монохромной живописи тушью. Появилось много художников-интеллектуалов из высших слоёв корейского общества, для которых жанр «цветы и птицы» стал средством выражения глубоких личных взаимоотношений с природой и миром вокруг. Корея второй половины XVI–XVII вв. страдала от многочисленных иноземных вторжений, поэтому одинокие и утомлённые птицы, спящие или отдыхающие на ветвях деревьев, стали основным и самым популярным мотивом в жанре хваджохва. Такая живопись была прямым отражением переживаний образованной прослойки корейского общества о судьбе родины. Самыми популярными произведениями жанра «цветы и птицы» этого периода стали картины художника-интеллектуала Чо Сока и придворного художника Ли Джина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий