Хохлова Елена Анатольевна
доцент школы востоковедения НИУ ВШЭ,
заместитель руководителя
Не накроет мир волна корейской классической живописи. Не завоюет она сердца массового зрителя. И не потому что в Корее нет великих произведений.
Я изучаю корейскую живопись, люблю ее нежно, рассказывать про нее могу часами. Когда я увлечённо вещаю в аудитории, у студентов загораются глаза, корейская живопись на огромном экране за моей спиной оживает и очаровывает. И я слышу: «Мы и не думали, что может быть так интересно».
Но когда студент смотрит на свиток в интернете или в книге, читает сухой описательный текст к нему, огонь в сердце не загорается.
Корейская живопись не даёт вау-эффекта. Она зачастую камерная. Она для созерцания. Перед художниками не стояла задача поразить зрителя. Корейский интеллектуал, сидя на подушке в своем кабинете, рассматривал свиток, альбом или ширму. Произведение создавали из расчёта, что человек будет совсем рядом и станет его рассматривать. Именно рассматривать. Зритель, подразумевалось, должен путешествовать по живописи, плавно перемещаться по свитку, погружаться в его мир. Возьмем, например, «Горы и воды» Ли Инмуна. Если не всматриваться, произведение ничего не покажет и не расскажет, и мы попросту ничего не увидим.
Корейская живопись написана чёрной тушью на бумаге или шёлке. Многие произведение потемнели со временем, чтобы разглядеть, надо присматриваться. И это требует усилий. Современный зритель не всегда готов уделить этому время, ведь мы привыкли к ярким фотографиям и быстрому впечатлению.
Не получается у корейской живописи поймать взгляд современного человека. Фотографии, какого бы они ни были качества, не дают нужного впечатления. Когда я подбираю иллюстрации к тексту о том или ином произведении, часто понимаю, что не смогу убедить своего читателя в том, художник был молодец, и его картины – это красиво и велико. И дело в иллюстрациях, то есть в самих картинах. Я кручу фотографии, ищу высокое разрешение, обрезаю, увеличиваю, но понимаю, что не услышу от читателя: «Ах, как это прекрасно!».
Альбомы по корейской живописи, напечатанные или виртуальные, проигрывают японским, китайским, не говоря уже о европейских. Зритель смотрит на потемневший свиток и не хочет его рассматривать.
Корейскую живопись невозможно показать, если зритель не заинтересован в том, чтобы ее увидеть. Нужно искать способ убедить его в необходимости приложить эти усилия, его нужно заинтересовать. Подключать яркое повествование, объяснять значение, интерпретировать содержание. Одного описания формы, как это часто встречается, не достаточно. Не может корейская живопись просто взять и очаровать. Её надо учить смотреть.
А иначе не завоюет она сердца массового зрителя. И не потому что в Корее нет великих произведений.
Источник: https://orientaliarossica.com/expert-opinions/1912-beda-korejskoj-zhivopisi.html
Мы в Telegram
Комментариев нет:
Отправить комментарий