Просмотры страницы за последний месяц

суббота, 2 октября 2021 г.

Беда корейской живописи

Беда корейской живописи

Хохлова Елена Анатольевна
доцент школы востоковедения НИУ ВШЭ,
заместитель руководителя

Не накроет мир волна корейской классической живописи. Не завоюет она сердца массового зрителя. И не потому что в Корее нет великих произведений.

Я изучаю корейскую живопись, люблю ее нежно, рассказывать про нее могу часами. Когда я увлечённо вещаю в аудитории, у студентов загораются глаза, корейская живопись на огромном экране за моей спиной оживает и очаровывает. И я слышу: «Мы и не думали, что может быть так интересно».

Но когда студент смотрит на свиток в интернете или в книге, читает сухой описательный текст к нему, огонь в сердце не загорается.

Корейская живопись не даёт вау-эффекта. Она зачастую камерная. Она для созерцания. Перед художниками не стояла задача поразить зрителя. Корейский интеллектуал, сидя на подушке в своем кабинете, рассматривал свиток, альбом или ширму. Произведение создавали из расчёта, что человек будет совсем рядом и станет его рассматривать. Именно рассматривать. Зритель, подразумевалось, должен путешествовать по живописи, плавно перемещаться по свитку, погружаться в его мир. Возьмем, например, «Горы и воды» Ли Инмуна. Если не всматриваться, произведение ничего не покажет и не расскажет, и мы попросту ничего не увидим.

Корейская живопись написана чёрной тушью на бумаге или шёлке. Многие произведение потемнели со временем, чтобы разглядеть, надо присматриваться. И это требует усилий. Современный зритель не всегда готов уделить этому время, ведь мы привыкли к ярким фотографиям и быстрому впечатлению.

Не получается у корейской живописи поймать взгляд современного человека. Фотографии, какого бы они ни были качества, не дают нужного впечатления. Когда я подбираю иллюстрации к тексту о том или ином произведении, часто понимаю, что не смогу убедить своего читателя в том, художник был молодец, и его картины – это красиво и велико. И дело в иллюстрациях, то есть в самих картинах. Я кручу фотографии, ищу высокое разрешение, обрезаю, увеличиваю, но понимаю, что не услышу от читателя: «Ах, как это прекрасно!».

Альбомы по корейской живописи, напечатанные или виртуальные, проигрывают японским, китайским, не говоря уже о европейских. Зритель смотрит на потемневший свиток и не хочет его рассматривать.

Корейскую живопись невозможно показать, если зритель не заинтересован в том, чтобы ее увидеть. Нужно искать способ убедить его в необходимости приложить эти усилия, его нужно заинтересовать. Подключать яркое повествование, объяснять значение, интерпретировать содержание. Одного описания формы, как это часто встречается, не достаточно. Не может корейская живопись просто взять и очаровать. Её надо учить смотреть.

А иначе не завоюет она сердца массового зрителя. И не потому что в Корее нет великих произведений.

Источник: https://orientaliarossica.com/expert-opinions/1912-beda-korejskoj-zhivopisi.html

Мы в Telegram

Комментариев нет:

Отправить комментарий