Чусок в АККЦУз. 17 октября. Саша Ли и Сабина перед выступлением. |
Обычаи и обряды середины восьмого месяца
Праздники середины осени, посвященные кормлению голодных
душ, известны у многих народов Восточной и Юго-Восточной Азии. И хотя они, так
же как и в Корее, считаются буддийскими обрядами, их истоки, как показали
исследования японского ученого Судзуки Мицуо, восходят к древним культурам,
связанным с представлениями о демонах, носителях эпидемических заболеваний,
широко распространенных в жаркий сезон года в субтропической зоне [Suzuki
Mitsuo, 1972, с. 168}.
На середину осени (15-й день 8-го месяца) приходился большой
праздник Осенний вечер (Чхусок), праздник урожая и поминовения усопших родственников.
В ночь на 15-й день совершали поклонение луне, приносили ей
специально яства, лепешки из злаков нового урожая. К этому времени обычно созревали
зерновые, фрукты и овощи. Крестьяне радостно праздновали начало уборки урожая.
Молодежь отмечала ночь полнолуния танцами и весельем.
Торжественно проходила церемония снятия первых зрелых
колосьев риса и чумизы (там, где ее сеяли); из них приготовляли угощения. На
краю поля собирались с друзьями, ели вкусную пищу, пили вино и под
аккомпанемент народных инструментов пели и танцевали. Целый день проводили в
развлечениях, играх и спортивных состязаниях.
В некоторых районах устраивались театрализованные представления,
выступал народный цирк. В провинциях Чхунчхон и Кёнги в полнолуние группа
мужчин, среди которых один нес на спине большой мешок, набитый соломой,
изображающий панцирь черепахи, обходила дома и кричала: «Черепаха из Восточного
моря по крутым волнам приплыла в эту деревню. Дайте ей хороший обед». Хозяин
дома угощал «черепаху» и сопровождавших ее спутников [На Тае Hung, 1972, с.
49].
В этот день делали многочисленные подношения в семейных
святилищах, посещали могилы родственников. Если могила находилась недалеко от
дома, то стол с жертвенными блюдами накрывали заранее дома и к могиле его несла
женщина на голове. У могилы расставляли плоды нового урожая, молодую птицу,
лепешки, овощи и всевозможные лучшие кушанья и напитки.
После церемонии молитвенных поклонов и получасового плача и
причитаний принесенные кушанья съедали, причем от каждого отделяли небольшую
часть, заворачивали ее в бумагу и зарывали под каменной плитой или священным
деревом Горного духа (Сансин наму) для Горного духа. Во время праздника, как и
в период снятия урожая, пекли на пару рисовые лепешки, закалывали скот.
Обильная еда и питье были основной частью праздника. Они имели ритуальное значение—
пожелание изобилия всевозможных продуктов в следующем году.
В период средневековья 15-й лень 8-й луны был известен как
Праздник ножниц, или День ножниц (Кавнналь, Капэналь). О его происхождении повествуется
в «Самгук саги». Согласно дреданию, сохранившемуся в «Летописях Силла», в 5-м
году правления Юриисагыма (32 г. н. э.) он внес изменения в наименования шести силласких
легендарных общин и «утвердил» чины 17 степеней. Затем правитель разделил
общины на две части и приказал своим двум дочерям, собрав девушек в каждой из
них, образовать две группы. Начиная с 16-го дня 7-го месяца девушки должны были
собираться во дворах шести общин и почти целый месяц ткать с утра до ночи.
В 15-й день 8-го месяца подсчитывали, какая группа сделала
больше, а потерпевшие поражение устраивали для победителей угощение вином и едой,
сопровождая его песнями, танцами и всевозможными играми. Это веселое празднество
называлось Радостное представление (Кабэ). Одна девушка из побежденных, исполняя
танец, вздыхала: «Хвэсо! Хвэсо!», и звуки эти вызывали жалость у присутствующих.
Впоследствии на этот мотив люди сложили песню, которая стала называться «мотив
хвэсо» (хвэсогок) [Самгук саги, 1958, т. 1, с. 12; Ким Бусик, 1959, с. 78].
И в последующие века при дворе вана собирали девушек и
устраивали соревнования в прядении конопли. В 15-й день 8-то месяца определяли,
кто из них сделал больше; побежденные должны были устраивать победившей партии
угощение вином и едой. Эта общая трапеза сопровождалась песнями, танцами и
всевозможными играми.
В конце XIX —начале XX в. среди женщин еще сохранялся обычай
собираться группами для прядения и ткачества. Обычно к 15-му дню подводили итог
совместной работы. Как и в старину, завершение работы сопровождалось угощением
и танцами. Игры и развлечения этого дня назывались «игры Дня ножниц»
(кавинори).
(Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой
цикл. С. 145 – 146)
Комментариев нет:
Отправить комментарий