Пейзажи эпохи Чосон (1392–1897) не могут похвастаться популярностью среди широкого зрителя, как русская пейзажная живопись, например. Для современного корейца живопись эпохи Чосон – тайна, покрытая мраком. Пейзажи выполнены на потемневших свитках или альбомных листах, написаны плоскостно в черно-белой палитре. Требуют внимания и усердия от зрителя, так как и рассмотреть написанное не всегда просто. Внимательный и увлеченный корейский зритель разглядит постройки, фигурки людей на фоне гор и вод и, скорее всего, поймет пейзаж как изображение человека, существующего в гармонии с природой. Западный же зритель предпочтет яркую живопись народных корейских художников минхва, где больше красок и жизни.
Пейзажи при этом таят в себе послания, из которых можно узнать об особенностях миропонимания, чаяниях и мечтах корейской элиты, так как пейзаж в Чосон служил своего рода социальным перформансом элиты. Раскроем этот тезис на примере произведения художника Кёмчжэ Чон Сона (1676–1759), известного отечественному читателю, благодаря текстам Л.И. Киреевой, Ю.И. Гутаревой, Е.А. Хохловой.
Кёмчжэ Чон Сон считается пионером пейзажа «подлинного вида» чингён сансухва. Художник посвятил большую часть своего творчества изображению корейских ландшафтов, а не копированию китайских пейзажей, как это было принято на протяжении столетий в Корее. Что заставило художника начать писать корейскую природу? И что хотел художник сказать своими произведениями? Это самые востребованные вопросы в современном южнокорейском искусствознании. Существует несколько теорий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий