Автор Хо Ёнсон, поэт, лектор Университета Чечжу
Корейский независимый режиссёр снял чёрно-белый фильм,
повествующий о трагической странице в истории Кореи: в 1948 году на острове
Чечжу-до в ситуации крайнего идеологического противостояния между правыми и
левыми многие законопослушные граждане острова были заклеймены как
прокоммунистические элементы и уничтожены. Фильм «Чисыль: незаконченное время
II», вызвавший настолько большой резонанс, что уже успел побить рекорд сборов в
прокате для корейского независимого кино, по-новому освещает этот постыдный эпизод
современной истории Кореи.
Хо Ёнсон, поэт, лектор Университета Чечжу
На холме бушует снежная вьюга и завывает ветер. Его вой
звучит жалобным плачем. На экране — ворота дома под соломенной крышей. С резким
скрипом они внезапно распахиваются, и мы видим солдата, стоящего в клубах
густого дыма. На полу в беспорядке разбросана посуда. Похоже, здесь проводили
обряд поминовения предков, и кажется, что в воздухе ещё витает запах
ароматических палочек. По экрану цвета пепла мечется ветер, и от его воя и от
шума волн как будто что-то разрывается в груди. Фильм «Чисыль: незаконченное
время II» начинается со звуков острова Чечжу-до. И не можешь не задаться
вопросом: что стало с этими людьми, которые только что проводили здесь обряд
поминовения предков?
«Мои актёры — облака, деревья, ветер»
В кромешной темноте люди собираются в группы и разговаривают
о страхе и надежде. Так это выглядело в тот день 65 лет назад? Мы смотрим на
экран, и нам кажется, что это сама история, которая долгое время лежала под
замком, сейчас открывает перед нами своё лицо. Каждый кадр фильма затягивает,
как водоворот. И кажется, что полученные тогда раны всё ещё не затянулись,
поэтому мы, сегодняшние зрители, глядя на экран, испытываем мучительную боль и
цепенеем от ужаса.
Когда на экране под народную песню замелькали финальные
титры, я сидел, не имея сил пошевелиться. Казалось, что над плавными линиями
прекрасных холмов «орым» плотным туманом висит печаль. Фильм ужасал и в то же
время зачаровывал, насквозь пронзая болью. Принёс ли он хоть немного утешения
душам погибших?
Фильм как обряд поминовения предков
В результате трагических событий, вошедших в новейшую
историю Кореи под названием «Инцидент 3 апреля», правительственными войсками
было уничтожено более 30 тысяч жителей острова Чечжу-до. После подавления
восстания весной—летом 1948 года в том же году, в ноябре, когда страна после
освобождения от японского колониального ига всё ещё находилась под управлением
американской военной администрации, на остров пришёл приказ об эвакуации. Те
страшные дни в фильме скупо описываются в нескольких словах, появляющихся
титрами на экране: «Любой, кто оставался в глубине острова на расстоянии
дальше, чем 5 км от берега, объявлялся бунтовщиком и подлежал уничтожению на месте».
После этого на экране развёртываются истории людей, которые спасались бегством,
пытаясь выжить во время военных действий, когда армия применяла тактику
выжженной земли, прочёсывая всю территорию острова — от подножий гор до их
вершин.
Жители острова, стремясь избежать принудительной эвакуации,
прячутся в пещерах, в то время как карательные отряды выслеживают их, чтобы
уничтожить. На экране — более 120 человек находят убежище в просторной пещере.
Они остаются там в течение почти двух месяцев. Лавовые пещеры Чечжу-до, которые
сейчас стали широко известны как всемирное природное наследие, в те дни были
последним пристанищем для местных жителей, которые выживали здесь в кромешной
темноте. Им хотелось увидеть небо и снова почувствовать дыхание ветра на своих
лицах, но они знали, что снаружи их ждёт только смерть. Когда их обнаруживали
поисковые отряды, они жгли одеяла и красный перец, чтобы едкий дым не позволил
солдатам проникнуть внутрь пещеры. События тех дней воссозданы на основе
свидетельств людей, которые прятались тогда в этой пещере. Фильм не
рассказывает их историю до конца, однако известно, что большинство из тех, кому
удалось выжить в пещере, впоследствии были схвачены и убиты у водопада Чонбан в
Согвипхо, а их тела сбросили в море. Таковы герои этого фильма: погибающие
островитяне и солдаты, которым приходится выполнять страшный приказ. И никакого
экранного времени ни хватит, чтобы рассказать все их истории.
Режиссёр О Мёль задумал снять этот фильм, когда лет 5 назад
посетил одну из многочисленных пещер, в которых укрывались от репрессий жители
острова. Решив, что его фильм должен стать своеобразным обрядом поминовения,
который принесёт успокоение душам людей, погибших в те трагические дни,
режиссёр разделил повествование на четыре части. Каждая из них носит
определённое название, соответствующее конкретному ритуалу в рамках одного
обряда: «Синви» — приглашение душ, «Синмё» — место, где души живут, «Ымбок» —
совместное поедание ритуальной пищи после церемонии, «Сочжи» — ритуал отмщения
для душ жертв и их убийц, во время которого сжигают бумагу с именами погибших,
символизирующую поминальные таблички. Этот обряд призван упокоить души людей,
которые отправились на небо в те страшные дни, когда нельзя было позволить себе
даже погоревать, когда невинность принимали за грех, а слёзы становились
преступлением. Фильм «Чисыль: незаконченное время II» — это обряд очищения для
страдающих душ и одновременно реквием. Фильм, приносящий исцеление и утешение.
Режиссёр О говорит: «В этом фильме центральное место занимает
человек, а не идеология. События тех лет — это история, погребённая под руинами
холодной войны. Я надеюсь, что мой фильм, благодаря жизненной силе, которой он
наполнен, сможет хотя бы сейчас заставить корейское общество задуматься над
этой страницей в нашей истории и осознать весь её трагизм».
Хотя это первый фильм, снятый режиссёром О Мёлем о восстании
на Чечжу-до, он сознательно включил цифру II в его название, стремясь показать
этим, что его киноработа является продолжением более раннего фильма — фильма
«Незаконченное время» покойного режиссёра Ким Гённюля (Гёнрюля), который не
смог привлечь внимание большой аудитории.
«Чисыль» как символ
Словом «чисыль» жители Чечжу-до на своём диалекте называют
картошку. Во время событий тех лет именно картошка и батат были основной пищей,
которая поддерживала силы островитян. Местные жители во дворе дома вырывали в
земле яму, которую называли «нуль», и хранили в ней, прикрыв соломой, запас
этих продуктов на чёрный день. Поэтому даже в дотла выжженных деревнях можно
было найти картошку и батат.
Двор с рассыпанными по нему обгоревшими картофелинами мог бы
быть кадром из документальной съёмки. Несколько клубней, которые успела
выхватить из огня умирающая женщина, стали источником жизни и тепла для людей,
спрятавшихся в пещере: крестьянина, которого не оставляет беспокойство за
оставленных дома свиней; старого холостяка, переживающего, доведётся ли ему
жениться; простодушного подростка, хвастающегося, что он может бегать быстро,
как лошадь, благодаря своим длинным ногам; молодого человека, вздыхающего по
соседской девушке; женщине на сносях. Даже внутри пещеры эти люди продолжают
жить согласно устоям, принятым на острове. И даже посреди беспросветного
отчаяния, поддерживаемые только светом костра, они не теряют надежды, что тьма
скоро рассеется. А картошка символизирует достаток, оптимизм и позитивное
отношение к жизни, которое герои фильма сохраняют даже во мраке пещеры. Фильм
снабжён субтитрами на нормированном корейском, поскольку его герои говорят на
неспешном местном диалекте, и этот язык звучит непривычно и чувственно, будто
имеет плоть.
Осыпанное наградами независимое кино
Фильм «Чисыль: незаконченное время II» представляет собой
независимое кино, снятое уроженцем острова с привлечением местных, неизвестных
широкой публике актёров. Из-за отсутствия средств режиссёр О Мёль набрал
актёрский состав из числа тех, кто сам вызвался бесплатно принимать участие в
съёмках. Оборудование доставили самолётом из Сеула. Стоимость производства
составила 250 млн. вон, т.е. менее одной десятой стоимости обычного
коммерческого фильма. Многие люди помогли деньгами, сам режиссёр влез в долги.
С трудом законченный фильм, тем не менее, стал открытием 17-го Пусанского
кинофестиваля в 2012 г., где завоевал награды в четырёх номинациях и сразу же
стал предметом разговоров. Перед выходом на экраны страны в этом году фильм
также привлёк внимание на нескольких международных кинофорумах. Так, на 29-м
кинофестивале в Сандэнсе (США) он получил Приз жюри, т.е. высшую награду в
номинации «Драматический фильм мирового кино», и был удостоен лестного отзыва
как «редкое произведение, в котором столь детально и точно прорисована
абсурдность войны». Похвалы также удостоились сценарий и режиссёрская работа
г-на О Мёля как «отличающиеся удивительной сдержанностью в выборе способа
выражения». Вслед за этим на 19-м Международном фестивале азиатского кино в
Везуле (Франция) фильм получил «Золотой велосипед» — высшую награду в конкурсе
полнометражных фильмов.
Премьера фильма состоялась на Чечжу-до 1 марта нынешнего
года, в годовщину трагических событий, известных как «Инцидент 3 апреля». После
этого он вышел на экраны кинотеатров по всей стране и только за первую неделю
проката преодолел планку в 40 тысяч зрителей. Всего за два последующих месяца
(по данным на 26 мая) его посмотрело 140 тысяч зрителей. После этого фильм
продолжил привлекать публику в кинозалы благодаря «сарафанному радио». В чём же
секрет этого фильма? Отчего люди плачут и провожают аплодисментами это скупое
на эмоции кино, с его однообразной чёрно-белой картинкой и героями, говорящими
на малопонятном диалекте?
Бесцветная печаль и надежда
Фильм «Чисыль: незаконченное время II» рассказывает о
трагической странице в истории Кореи, но показывает её не через идеологическое
противостояние, а через личные истории вовлечённых в эти события людей,
заставляя зрителя смеяться и плакать. Фильм воспевает надежду и наполнен
универсальными тёплыми чувствами, которые способен разделить любой зритель —
любовью к человеку, любовью матери к ребёнку.
Режиссёр О Мёль, который специализировался на
изобразительном искусстве, написал остров как бы акварельными красками,
максимально приглушив ослепительные цвета реального Чечжу-до. Для меня стало
открытием то, что отсутствие цвета, простое сочетание чёрного и белого может
иметь такую глубину, печаль и пронзительность. Что сдержанная музыка может так
трогать и быть настолько прекрасной. Режиссёр О говорит: «Для меня было важно
найти формат, который позволил бы мне показать бесцветную печаль. Я хотел,
чтобы зрители сами раскрасили фильм, опираясь на свои чувства и переживания во
время его просмотра».
Режиссёр О Мёль в молодости успел попробовать себя в
различных сферах деятельности, занимался искусством, театром, режиссурой,
написанием сценариев. По его собственным словам, он «изучал кино путём
просмотра нескольких сотен фильмов». И признаётся, что в 25 лет был зачарован
кинокартинами «Жертва» и «Ностальгия» Андрея Тарковского.
Фильм был снят в период с конца декабря 2011 года по февраль
2012 года. Местом съёмок стали пещера у деревни Тонгван-ни (Тонгван-ри) посёлка
Андон-мён (Андок-мён) города Согвипхо, Парк каменной культуры и парк на холме
Тонбэк в деревне Сонхыл-ли. В тот год там была особенно суровая зима. Во время
работы над фильмом приходилось постоянно бороться с морозами, поэтому многие
пострадали от обморожений. Режиссёр О говорит, что даже сейчас, стоит ему
вспомнить о том времени, как его начинает бить озноб.
Фильм «Чисыль: незаконченное время II», для того чтобы
рассказать о трагедии, не стал прибегать к трагической интонации. Кроме того, в
конце, пусть и не прямолинейно, он дарит зрителям надежду. В финальной сцене
фильма мы видим, как ребёнок, лежащий рядом со своей мёртвой матерью, вдруг
начинает шевелиться и плакать. И этот плач однозначно символизирует надежду.
Режиссёр О говорит, что во время написания сценария он исходил из того, что
этот младенец — будущий «я» или «один из нас».
После окончания фильма я осознал, что на протяжении всего
просмотра сидел как будто в облаке мутного дыма, окутавшего меня своей пеленой.
Что это было? До сих пор мне слышится вой того ветра и дыхание людей. Даже
охваченный отчаянием, но не теряющий надежды человек продолжает крепко стоять
на ногах — как зимнее дерево на горе Халла-сан, которое не сломалось в те
страшные времена и по-прежнему растёт на том же месте.
Жители острова, стремясь избежать принудительной эвакуации, прячутся в пещерах, в то время как карательные отряды выслеживают их, чтобы уничтожить. Таковы герои этого фильма: погибающие островитяне и солдаты, которым приходится выполнять страшный приказ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий