Просмотры страницы за последний месяц

воскресенье, 25 мая 2014 г.

Д. А. Самсонов ГОЛОВНОЙ УБОР КАК ЭТИКЕТНЫЙ ЗНАК СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ЭПОХИ ЧОСОН (НА ПРИМЕРЕ ЭКСПОНАТОВ ИЗ ФОНДОВ МАЭ РАН)

Seoul , Korea 1920's

Среди большого числа коллекций по странам Азии, хранящихся в фондах Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), имеется немало материала, посвященного Корее. Значительная часть корейских коллекций датируется концом XIX — началом XX в. На материале коллекций появляется возмож­ность составить представление о том, как проходила повседневная бытовая жизнь Кореи в конце эпохи Чосон (1392-1897). В коллек­циях широко представлены предметы повседневного обихода: лаки­рованные ящики для хранения женских украшений, латунные сер­визы, насчитывающие до нескольких десятков приборов, куритель­ные трубки, плевательницы и многое другое. Особое место в числе коллекций, посвященных этнической специфике корейского быта, занимают традиционные костюмы и головные уборы с разнообраз­ными аксессуарами и украшениями.
Как известно, костюм является важным средством социальной организации пространства. Создавая одежду, головные уборы и обувь, человек старался не только обеспечить свои жизненные по­требности. Костюм как визуальный комплекс постоянно сопровож­дал своего владельца, наглядно отражая понятия и ценности, харак­терные для данного общества. Здесь образующей причиной визуаль­ного комплекса являлась оппозиция «свои-чужие». Необходимо от­метить, что оппозиция «свои-чужие» не ограничивается только про­тивопоставлением представителей своего этноса другим народам. Она также характеризует полярные группы внутри социума. Имен­но в головном уборе все эти понятия получали наиболее убедитель­ное выражение с помощью использования конкретных символов социально-экономической или половозрастной дифференциации

Целью данной статьи является на примере семантики формы и элементов убранства традиционных повседневных головных уборов показать ценностные категории, отражающие этническую специфи­ку корейского общества.
Надо сказать, что интересный и полезный материал, связанный с системой стратификации, мы находим в записках русских и за­падно-европейских дипломатов и путешественников, посещавших Корею на рубеже XIX-XX веков. Записки представляют собой очень живые и яркие описания корейского общества и различных его сло­ев. Они могут быть использованы в качестве источников, на основе которых мы можем составить представление о том, каким образом определялся статус человека. Тем не менее хочется отметить, что большинство авторов не имело специального востоковедного обра­зования, из-за чего материал не всегда точен. Однако уровень обра­зованности авторов, их внимательность, владение словом позволя­ют читателю сформировать достаточно широкое представление по исследуемому вопросу.
Известный этнограф Вацлав Серошевский, посетивший Корею в 1903 г. в составе экспедиции Русского географического общества, в своих описаниях особенно подробно касается головных уборов как атрибутов, отражающих социальный статус.
«Шляпы у корейцев в большинстве черные, прозрачно-волося­ные или из тоненьких бамбуковых волокон. <...> Она [шляпа. — Д.С.] представляет нечто в роде твердой круглой шляпы цилиндра с большими краями, сделанной из черной просвечивающей кисеи, и подвязывается под подбородком широкими черными лентами. Внут­ри ее виднеется на макушке каждого взрослого корейца пучок во­лос, подобранных вверх и скрученных в виде шиньона. В сущности корейская шляпа кат не что иное, как чехол для этого шиньона, который играет важную роль в обычаях корейцев: он заплетается и подвязывается таким образом в знак женитьбы; холостые носят косу и не могут подвязывать на макушке головы такой шиньон. Они, хотя бы им было много лет, считаются малолетними детьми и обязаны слушать тех, кто носит шиньон, хотя бы эти были их много меньше и моложе.
Для поддержания прически в порядке корейцы носят почти по­стоянно на голове род волосяной прозрачной ермолки с дырой для шиньона посередине. Даже ночью они не снимают ее. Называется она “ман-гет” и вместе со шляпой до недавнего времени служила зна­ком независимого положения. Рабы и низшие сословия, как мясни­ки, сапожники, актеры, скороходы, не имели права носить ни шля­пы, ни “ман-гет”. Они подвязывали голову платками или просто клали на нее венок из листьев и трав. <...> Наконец ученые, учите­ля и ученики, вообще люди, причастные науке, носили прозрачные рогатые шляпы с многими углами, сделанные тоже из волоса или тоненьких, выкрашенных в черный цвет волокон бамбука»1.
Генерал-лейтенант Мертваго, побывавший в Корее в канун рус­ско-японской войны, тоже оставил воспоминания о внешнем виде корейцев.
«Внешность корейца сильно бросается в глаза благодаря стран­ной прическе и одежде. Дети, как мальчики, так и девочки, плетут волосы в одну косу. Эту прическу, указывающую на несовершенно­летие, сохраняют все мужчины до своей женитьбы. Холостые нахо­дятся у корейцев в полном презрении, женатые же для отличая со­бирают волосы на макушке в пучок, заколотый шпильками, а спе­реди их коротко стригут и еще стягивают, чтобы поглаже лежали, плотной волосяной сеткой, сжимающей лоб и виски. Так как каж­дому лестно показать, что он полноправный женатый человек, то корейцы придумали себе прозрачные шляпы, сплетенные из волоса и окрашенные в блестящий черный цвет. Формой эти шляпы похо­жи на цветочный горшок, опрокинутый на плоское блюдо. Чтобы он не слетел с головы при ветре, их подвязывают под подбородком лентами. Ни от солнца, ни от дождя такая шляпа не защищает, и потому её еще прикрывают от дождя чехлом из промасленной бума­ги, а в морозы под нею носят ватный капор»2.
Приведенные фрагменты текстов отчетливо демонстрируют, что головные уборы и особый внешний вид прически играли большую роль в обозначении статуса человека.
В воспоминаниях путешественников говорится о широкополой черной шляпе. Называется она кат. Шляпа кат являлась типич­ным повседневным мужским головным убором в эпоху Чосон. На форме и элементах убранства этого головного убора хочется остано­виться особо.
С течением времени постоянно то увеличивался, то уменьшался диаметр полей, а также постоянно менялись высота и ширина ту­льи. При короле Хёчжоне (годы правления — 1649-1659) диаметр полей стал настолько большим, что обладатель такой шляпы мог с трудом входить в дверной проем. В коллекции, переданной в МАЭ в 1842 г. от Азиатского Департамента министерства иностранных дел, имеется очень интересный экспонат — широкополая шляпа кат с узкой тульей. Такие шляпы кат были характерны для времени прав­ления принца-регента Ли Ха Ына, вошедшего в историю под своим придворным титулом тэвонгун. Социальный статус и достаток че­ловека мог также определяться таким, казалось бы, незначитель­ным элементом шляпы, как завязки. У шляпы небогатого человека были только незатейливые завязки-ленточки, люди из числа знати и просто живущие в достатке могли носить помимо завязок-ленто­чек янтарные или костяные завязки. Длина таких завязок иногда доходила до груди, они не имели практической функции, а играли роль украшения. На завязках из коллекции МАЭ нашиты круглые бляшки, сделанные из слоновой кости. В центре присоединена до­вольно толстая бляшка, которая по форме похожа на монету. В кол­лекции, поступившей из Московского государственного музея вос­точных культур, имеется шляпа с завязками, украшенными малень­кими янтарными бусинами.
К этому необходимо добавить, что для защиты волосяной шиш­ки сантху вместе со шляпой кат использовались и другие голов­ные уборы. Все вместе они составляли своеобразный повседневный «шляпный» комплекс.
Об одном из них упоминает Серошевский, называя его «ман-гет». Это сетчатый головной убор — мангон. Он также ткался из конско­го волоса. К убору прикреплялись завязки, с помощью которых мож­но было закрепить этот головной убор на голове, закрепительные кольца [кванчжа] для завязывания мангона и укрепления шляпы кат, а также фиксатор шляпы кат — украшение пхунчам.
Кольца кванчжа были двух видов. Одни — в форме небольшого диска с отверстием посередине. Такие кольца пришивались в райо­не висков и были приспособлены для того, чтобы завязывать на них ленточки шляпы кат. Другой тип — колечки, которые крепились внутри сетчатого головного убора и предназначались для фиксации завязок мангона. Материал, из которого изготовляли кольца кванч­жа, указывал на социальное положение. Кольца изготовляли из яшмы, золота, кости, бычьего рога. Кольца кванчжа из яшмы име­ли право носить только представители королевского рода и высоко­поставленные министры, золотые кванчжа носили чиновники вы­сокого ранга, из бычьего рога — среднего ранга, а костяные могли носить простые люди. Кванчжа также изготовлялись из черепашь­его панциря, кусочков агата, янтаря. Иногда на них делали грави­ровку растительным орнаментом: цветы, бамбук, цветы лотоса в со­четании с журавлем или другими птицами.
Украшение пхунчам присоединялось к середине лобовой части сетчатого головного убора мангон и использовалось как украшение и для того, чтобы шляпа кат не смещалась вперед при порывах ветра. По форме оно очень напоминает увеличенное зерно фасоли. С изнан­ки находится отверстие, в которое вставлялась нить для присоедине­ния к мангону. Пхунчам изготавливали из черепашьего панциря, янтаря, бычьего рога, кости. Украшение, хранящееся в фондах МАЭ РАН, изготовлено из черепашьего панциря.
Помимо мангона под кат мог надеваться еще один головной убор, который также помогал фиксировать сантху. Назывался он тхангон. Он так же, как и другие головные уборы подобного рода, ткался из конского волоса. Форма убора повторяла очертания при­чески. Он как бы разделялся на две части: налобную и теменную, образуя своеобразную ступеньку и напоминал фригийский колпак. Такой дополнительный головной убор был привилегией чиновни­чества садэбу3.
Несмотря на то, что кат и головные уборы, входящие в этот «шляпный» комплекс, оберегали волосяную шишку сантху, покрой и материал шляпы не позволял уберечься от дождя или холода. Этот факт как раз и подчеркивает Мертваго. Для того чтобы уберечься от дождя и холода, существовали специальные приспособления.
Чехол от дождя изготовлялся из промасленной бумаги, которая наклеивалась на каркас, изготовленный из тоненьких лучин бам­бука. В сложенном виде он похож на складной веер. Вразложен- ном виде имеет треугольную форму капюшона. Такая форма была способна покрыть весь убор целиком: и тулью, и поля шляпы кат. К чехлу присоединялись тесемки, которые завязывались на подбо­родке. Такой чехол назывался кальмо.
Существовало несколько видов зимних головных уборов: наибо­лее распространенными из них являлись [хвихан] и [пхунчха]. Фор­ма и материал этих головных уборов схожи: верхняя часть округ­лая, для того чтобы удобнее было закрыть уши, а также щеки и под­бородок от мороза. Впереди по обе стороны присоединены тесемки, которые завязывались на шее. Иногда ко внешней стороне приши­вались завязки, чтобы удобнее было подвешивать головной убор. Основным отличием было то, что головной убор хвихан прикрывал плечи и шею, а пхунчха — только голову.
На примере изучения внешнего вида и способов ношения шляп мы должны отметить влияние того, как стремление подчеркнуть свой статус сказывается на форме головного убора. Основной смысл шляпы заключался в том, что она являлась своеобразным чехлом для волосянного шиньона на голове, который подвязывался на ма­кушке в знак совершеннолетия. Можно сказать, что основной зада­чей «шляпного комплекса» было выделить и подчеркнуть волося­ную шишку сантху. На протяжении столетий традиционная при­ческа была важнейшим элементом внешнего облика, она являлась показателем социального статуса, позволяя отличать совершенно­летнего, полноценного в правовом отношении человека, от несовер­шеннолетнего. Стремление подчеркнуть свою социальную значи­мость привело к образованию такого своеобразного головного убора, повлекшего за собой образование целого «шляпного комплекса».
* * *
1.          Серошевский В. В стране утреннего спокойствия. Путешествие по Ко­рее в 1903 г. СПб., б. г. С. 61.
2.          Мертваго Д. Ф. Корея и её жители (Запретная страна). СПб., 1904. С. 12-13.

3.          Корейская одежда и украшения: История в 2 тысячи лет: Каталог выставки (19.10.1995-04.12.1995) Государственного музея этнографии. Сеул, 1995. С. 36.

Комментариев нет:

Отправить комментарий