Северная Корея хоть и остается самым закрытым государством в мире, все равно, как все остальные страны, выдает своим гражданам заграничные паспорта. Но поскольку выезд за границу в КНДР по сравнению с другими странами крайне ограничен, то количество людей, видевших северокорейский загранпаспорт, не очень велико даже внутри самой Северной Кореи. Между тем история и сегодняшние способы применения этого документа достаточно интересны.
В Северной Корее существует 4 вида загранпаспортов. Три вида стандартные: темно-синий – обычный, зеленый – служебный, красный – дипломатический. И еще есть особый, светло-синий – «обычный для официальных поездок», который выдается, например, спортсменам для участия в международных соревнованиях.
Читайте по-русски
В первых северокорейских загранпаспортах, выдававшихся в 1950-е годы, вообще не было надписей на привычных международных языках – английском или французском. Были только на корейском, китайском и русском. Понятно почему – предполагалось, что северный кореец будет ездить максимум в Китай или СССР, а не в капстраны.
Потом, конечно, облик северокорейских загранпаспортов претерпел некоторые улучшения, и нынешние паспорта КНДР куда больше соответствуют международным стандартам. Хотя биометрических паспортов (которые по международным стандартам действуют не 5, а 10 лет) Северная Корея не выпускает до сих пор – их изготовление стоит дорого, а намек на то, что гражданам не слишком удобно менять паспорт каждые пять лет, скорее всего, вызовет у северокорейского чиновника улыбку. Сходят граждане, ничего страшного. За границу выезжают, в конце концов.
Однажды при довольно забавных обстоятельствах мне довелось просмотреть стопку действующих паспортов КНДР. Любопытно, что в паспортах, которые я видел, стояла и северокорейская виза. Чем это было вызвано? В демократических странах обычно действует хорошо известная схема: гражданин может въезжать и выезжать из страны без визы, а иностранцу нужна виза (или, в случае безвизового режима, заменяющий ее штамп в паспорте) для въезда в страну, а выезд для него также свободен. В Советском Союзе в отношении иностранцев дела обстояли так же, а граждане СССР без визы могли только въезжать в страну – для того чтобы выехать из СССР, гражданину была нужна выездная виза.
В Северной Корее эта система была доведена до логического конца: и гражданам, и иностранцам необходимы и въездная, и выездная виза. Обычно они совмещаются в одну – «на въезд и на выезд», но бывает и иначе. Например, однажды группе российских студентов оформили только въездную визу, и иммиграционная служба КНДР отказывалась выпускать их из страны. Пришлось вмешаться посольству, и после небольшого скандала всех выпустили.
Один паспорт – десять ходок
Как обычному гражданину КНДР получить паспорт и легально выехать из страны? До недавнего времени ответ был простой: никак. Однако в последние годы ситуация серьезно поменялась. Теперь паспорт можно оформить в северокорейской Госбезопасности за взятку – формально «для поездок к родственникам в Китае», даже если никаких родственников там нет. Такса в Пхеньяне на начало 2014 года составляла $3 тысячи, или, на северокорейском сленге, «30 листков». «Листком» в КНДР называют стодолларовую купюру. Платить, конечно, надо долларами: с родной воной серьезные люди предпочитают по возможности не иметь дело, особенно после конфискационной денежной реформы 2009 года.
Впрочем, такая взятка для обычного гражданина КНДР совершенно неподъемна. О том, чтобы накопить на него с официальной зарплаты, которая в пересчете на российскую валюту будет составлять что-то в районе 15–20 рублей (рублей, а не тысяч), нечего и думать. Понятно, те немногие, кто могут себе это позволить, – это люди, сильно разбогатевшие на рыночной торговле. И загранпаспорта они получают не от желания погулять по шанхайской набережной или поехать в Сиань посмотреть на Терракотовую армию, а для более практических целей. В основном счастливые обладатели паспорта КНДР едут в Китай для того, чтобы привезти на родину китайских товаров – и продать повыгоднее. Когда я был в Даньдуне – это китайский город, расположенный на самой границе с Северной Кореей, – то видел группу северян, которые проходили через таможню, вывозя из Китая огромное количество багажа, десятками килограммов на человека.
Самая большая головная боль для таких торговцев – быстрое израсходование паспорта из-за того, что на частые поездки не хватает места для штампов. В обычном северокорейском паспорте 36 страниц, из них под визовые штампы отведено 30. Любая легальная поездка в Китай – это четыре штампа в паспорт (выехал из КНДР, въехал в Китай, выехал из Китая, въехал в КНДР). Хорошо, если иммиграционные чиновники поставят их на одну страницу, а могут и на две. И это не считая виз – своей, корейской, и китайской.
В Китай въезд безвизовый только для владельцев северокорейских дипломатических, служебных и официальных паспортов, а для владельцев обычных нужна виза, которая будет занимать отдельную страницу. К тому же она будет, скорее всего, одноразовой, так как оформляет ее не гражданин, а северокорейская госбезопасность через китайское посольство. То есть каждая поездка будет означать новую страницу под китайскую визу. Итого: минимум три страницы на одну поездку, то есть один паспорт – максимум десять поездок в Китай, а значит, каждая поездка должна принести не менее $300 чистой прибыли, чтобы окупить паспорт. Когда паспорт израсходован, для того чтобы получить новый, надо заплатить еще «30 листков».
Можно даже в Таиланд
Кроме того, северные корейцы используют загранпаспорта и для побегов из страны. Ведь гражданин КНДР с паспортом может смело доехать до Пекина, честно предъявляя паспорт с визой при любых проверках, зайти в посольство Таиланда в Китае, оформить туристическую визу, купить билет в Бангкок и по прилете постучаться в южнокорейское посольство, которое доставит беженца в Сеул (сам Китай беженцев в Южную Корею не передает). Стоить это все будет куда дешевле, чем стандартный путь: наем брокера и многомесячная дорога, сопряженная с нелегальными пересечениями границы и множеством рисков.
Почему «побег с паспортом» не стал основным вариантом бегства из КНДР? Во-первых, неблагонадежному человеку паспорт могут и не дать. Те, у кого есть родственники-беженцы, просто боятся идти в Госбезопасность: если гэбэшник не идиот, он, конечно, догадается, зачем этому гражданину понадобился паспорт, и тогда последствия могут быть непредсказуемыми.
Второе обстоятельство достаточно трагикомичное: многие северные корейцы просто до конца не понимают, что такое загранпаспорт. Они искренне считают, что это не документ, с которым ты можешь ездить по всему миру, а такая бумажка, с которой тебя не арестует китайская полиция. Я лично знаю женщину, которая, получив загранпаспорт и легально перейдя границу с Китаем, в дальнейшем добиралась до Таиланда с брокером. Выглядит это, конечно, неимоверной глупостью, но откуда она могла знать, как надо было делать, если она прожила всю жизнь в маленьком северокорейском городке и это был ее первый выезд за границу?
Другой пример: у одной из моих подруг-беженок на севере остался отец, и девушка периодически подумывает о том, чтобы вытащить его на юг. Когда я спросил про вариант с загранпаспортом, она с удивлением спросила: а разве с загранпаспортом можно выехать за пределы того города, который ты указал в заявлении на получение? И мне пришлось потратить полчаса, чтобы объяснить девушке, что ни китайскую полицию, ни тайских дипломатов не будет волновать, что написал северянин в заявлении на выдачу паспорта у себя в КНДР. Впрочем, с течением времени такое наивное невежество будет постепенно исчезать. И все больше северян будут понимать, что загранпаспорт – это не только способ накупить китайских шмоток, но и возможность уехать из самой счастливой страны на свете.
|
Просмотры страницы за последний месяц
четверг, 22 мая 2014 г.
Зачем северным корейцам нужны загранпаспорта
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий