Просмотры страницы за последний месяц

четверг, 6 июня 2024 г.

Пришёл украсть Пушкина. К 225-летию Великого русского поэта

Пришёл украсть Пушкина. К 225-летию Великого русского поэта

Из фронтовых мемуаров ветерана Великой Отечественной войны, академика Николая Николаевича Кима:

Как-то в Мурманске я зашёл в одну из городских библиотек (работали библиотеки в войну!), нашёл заведующего и сказал, что пришёл украсть книгу Пушкина. Так и сказал — украсть. И ещё — что у нас на востоке человек, укравший книгу, не считается вором, учитывая его благие намерения. Мне дали выбрать, и я взял Пушкина, огромный том, размером с энциклопедию. Он до сих пор у меня лежит, я его специально не отдаю в починку, чтобы сохранился в том виде, каким был со мной на фронте. Все четыре года войны от Карелии до Германии я носил книгу в своём вещевом мешке. И под дождём она мокла, и тонула у меня. А в свободные минуты читал.

Осенью 1944 года я получил задание военкома подготовить проект памятника погибшим воинам нашей 19-й армии. Всё надо было сделать за одну ночь. На обложке от Пушкина нарисовал эскиз и сдал. Больше никакой бумаги не было. Он стоит прямо посередине дороги на холме, от Кандалакши до Алакуртти, на 88-м километре. За неделю памятник поставили, а буквы на нём из гильз сделали. Все войска 19-й армии, которые шли на фронт, обязательно проходили мимо него. Других путей не было. Приходили сюда, становились вокруг памятника, опускались на колени, снимали шлемы и клялись сражаться до конца.

Комментариев нет:

Отправить комментарий