В 1897 г., Чхве Дже Хён женится на Елене Петровне, дочери Кима Петра Александровича, владельца мануфактурного магазина в Новокиевске. На этот раз получилась счастливая пара по всем корейским меркам. Она нарожала ему восемь детей. Ольга Петровна вспоминала: «У нас всегда было много народу в Новокиевске. Мама — красивая молодая женщина, всегда с ребенком на руках, семья большая. Отец привозил тюки материи, она всех обшивала. Сама выучилась корейской грамоте, книжки читала. Помню, «Три мушкетера». Когда папа уезжал куда-то, она посадит всех и рассказывает прочитанное».
О счастливых днях своего детства помнил и Валентин Петрович: «Я любил ее за самоотверженность, за преданность делу мужа, за которое он отдал жизнь, — писал о своей матери Валентин Петрович, — она была боевым другом отца. Имея большое состояние, она могла озолотить себя, но никогда не думала об этом. После гибели мужа она осталась совершенно ни с чем, и все ее богатство были мы, ее дети».
Елизавета Петровна 5 апреля 2000 г. на вечере корейской общественности в г. Алматы, посвященном 80-летию гибели Чхве Джэхёна, говорила: «Если нашего отца считают героем, то наша мама дважды, трижды герой. Ибо никто не знает, сколько вынесла она, сколько пролила слез, когда неделями ожидала мужа из «командировок», когда дважды арестовывала его полиция, когда схватили его японцы, когда месяцами она ходила в жандармерию, а ей ничего не говорили о судьбе мужа, когда арестовывали и казнили ее детей…»
Я был едва ли не единственным внуком, которого Елена Петровна понянькала. Рос дохлым ребенком, без матери, бабушкиным внуком, она защищала меня, как могла. Алего, двоюродный брат, был старше меня на шесть лет. В Талды-Кургане, где мы жили вместе, мне частенько доставалось от него, а я от бессилия только ревел. И однажды бабушка говорит мне: «Знаешь, Валик, ты сейчас потерпи. Потом он станет старый, слабый, а ты еще будешь молодой. Тут ты ему и всыплешь». Мудрость Елены Петровны надолго успокоила меня, и рёва больше не было.
Елена Петровна умерла в 1952 г. во Фрунзе (Киргизия) в возрасте 72 лет. Чхве Джэхён любил ее больше жизни. И это не просто красивые слова. В тот черный день, 5 апреля 1920 г., он пожертвовал собой ради спасения ее и детей. 4 апреля Петр Семенович вышел из дома рано утром, и все думали, что он скрылся. Его 2-ой сын Павел ушел вместе с ним, отправившись в Никольск-Уссурийск с партизанами. Но поздно вечером Петр Семенович вернулся домой. Жена и дочери стали настаивать, чтобы он укрылся у партизан. Но он отказался: «Если я спрячусь, японцы вам жестоко отомстят. Я их знаю. И знаю, чтобы найти меня, они будут пытать детей».
В. В. Цой «Как я познавал своего великого деда (Чхве Джэхён: легенды и быль)». Чхве Джэхён. Москва, 2010
***
Мы в Telegram
Комментариев нет:
Отправить комментарий