Афиша северокорейского художественного фильма «Когда мы собираем яблоки». 1971 год.
Мария Осетрова: Казалось бы, ну подумаешь, яблоки! Мало ли кто какие фрукты-овощи экспортирует. Вот сладкие перцы у нас сейчас почти сплошь иранские, а груши часто из Чили.
И всё же это не просто яблоки! Потому что именно яблоки в КНДР – самый символически нагруженный фрукт. Яблоки давно – символ социалистического процветания, они воспеваются в кино и в живописи. Считается, что северокорейские яблоки слаще и сочнее японских и уж, конечно, дешевле южнокорейских.
Когда я была в Пхеньяне в 2017, моя сопровождающая товарищ Ли однажды утром принесла мне два яблока. Не груши! Не сливы! Не дыни! Хотя всё это тоже выращивается на Севере. Товарищ Ли сказала мне, что местные яблоки – особенные, и предложила попробовать. На вкус, и правда, были хороши. Хотя чего-то сверхяблочного я не заметила, но ведь тогда я ещё не знала, что это угощение со смыслом. Думала, яблоки как яблоки. А ведь понимать было надо!
Только позже, изучая визуальное искусство КНДР, я увидела, что яблоки часто сопровождают изображения лидеров. Причём даже на картинах, не связанных сюжетом с сельских хозяйством или садоводством. Яблоко – символ процветания, здоровья, счастливой жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий