В марте 1960-го завершилась 4-я Антарктическая экспедиция СССР, длившаяся больше года. Уставшие полярники высадились в порту на восточном побережье Балтийского моря. Рига стала их последней точкой совместного плавания. В следующий раз они встретятся только 13 февраля 2006 г. в Москве, в Октябрьском зале Дома Союзов, где состоится конференция, посвящённая 50-летию начала Антарктических экспедиций СССР, на которой участники с трудом узнают друг друга.
Генеральной задачей 4-й КАЭ было открытие новой станции «Лазарев», а также санно-гусеничный поход на Южный полюс. До этого советских людей на Южном полюсе не было. А главное, по маршруту от станции «Восток» до станции «Амундсен-Скотт» на Южном полюсе ещё «не ходил» ни один человек, и этот район был абсолютно неизвестен.
Харьковский завод сконструировал специальный снегоход «Харьковчанка» на базе тяжёлого танка. Он был оборудован по последнему слову техники тех лет: двигатель мощностью 700 л.с., вспомогательный двигатель 200 л.с., радиокомпас, радиопеленгатор, электрокамбуз, мягкие спальные места и многое другое. Три таких «Харьковчанки» были погружены на палубу дизеля-электрохода «Обь», а еще самолёт Ли-2, вертолёт и другие крупногабаритные грузы. Впечатление было такое, что «Обь» обязательно перевернётся.
Самым младшим участником экспедиции был мой дедушка Вадим Александрович Ан, учёный-сейсмолог, кандидат наук Института физики Земли АН СССР (ИФЗ). Авантюрный характер и молодость способствовали его зачислению в ряды полярников, а затем отправки в Антарктиду на сейсмостанцию «Мирный» (1959). Сохранился антарктический дневник, который он начал вести с момента посадки на «Обь» и закончил незадолго до прибытия в Ригу. В семейном архиве также сохранилось много фотографий. Привожу дневниковые записи в сокращенном виде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий